Защитные меры в металлургии: опыт США
"Standing up for steel"
В настоящей статье проводится анализ и изучается вопрос регулирования торговли продукцией металлургической промышленности в США, а также защитные меры, которые государство использует для поддержания конкурентоспособности своих производителей (антидемпинговые расследования, «Section 201» Соглашения о торговле 1974г.). Автор в рамках данной статьи изучает историю развития металлургической промышленности США – процессы модернизации и перехода на новый более эффективный уровень производства благодаря внедрению современных технологий производства, а также процесс преодоления Азиатского финансового кризиса 1997 г. В статье проводится анализ произошедшего в 1998 г. кризиса металлургической промышленности США, изучаются причины и предпосылки применения протекционистских мер «Section 201», и рассматриваются дебаты и споры, которые разворачивались в Белом Доме, а также между профсоюзами и различными лоббистскими группами по вопросу введения защитных мер в отношении металлургической промышленности.
Таким образом, автор задается одним из главных вопросов в своей статье: «Нужно ли оказывать поддержку путем защиты от иностранного импорта тем отраслям отечественной промышленности, которые испытывают какие-то трудности в своем развитии?»
В результате своего исследования автор приходит к выводу, что протекционистские меры не могут быть признаны эффективными и могут оказать наоборот отрицательный эффект на развитие промышленности. Учитывая экономическую и политическую значимость данной отрасли, приведенный пример позволяет наглядно рассмотреть взаимосвязь экономических, политических и правовых вопросов при принятии решения о введении защитных мер.
Одним из ключевых моментов, на который автор обращает внимание в данной статье, это «Эффективно ли действуют международные правила разрешения споров при их рассмотрении в рамках системы ВТО?». В частности в проанализированном примере США, с одной стороны, прибегнули к применению протекционистских мер и в течение нескольких лет «не были привлечены к ответственности за свои незаконные действия». С другой стороны, когда было обнаружено, что политика США идет в разрез с правилами и соглашениями, ВТО «обязала» США изменить свою политику и снять ограничительные тарифы.
Подробнее...
"The political economy of trade protection: the determinants and welfare impact of the 2002 US emergency steel safeguard measures"
В данной статье проводится анализ экономической политики США по защите торговли, а именно рассматривается введение США чрезвычайных защитных мер в отношении продажи стали, предпринятые в марте 2002г. Автор выявил несколько причин проведения такой политики: необходимость решения таких проблем как глобальный избыток производственных мощностей и увеличение импорта на рынок США, неспособность в течение длительного времени провести реструктуризацию слабых фирм на рынке, неудачный результат предыдущих попыток защитить рынок стали, а также влияние местных лобби в области металлургии и краткосрочные политические выгоды для администрации Буша в результате принятия протекционистских мер.
Нормы Генерального соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ) 1947г. (ст. 12 и 19) позволяют странам вводить защитные меры в условиях увеличивающегося импорта и угрозы национальной промышленности. Однако в 2003 г. третейская группа, созданная в рамках ВТО для рассмотрения дела, решила, что протекционистские меры, предпринятые США в отношении рынка стали не соответствовали нормам ГАТТ и Соглашения о защитных мерах ВТО.
Кроме того, статья содержит анализ последствий введения защитных мер в отношении сталелитейной промышленности, в том числе, для других секторов экономики, таких как автомобилестроение и т.д. Исследование показало, что, в целом, потери в экономическом благосостоянии страны превышали выгоды использования защитных мер.
В статье также проводится краткий обзор последующего развития событий по вопросу применения защитных мер в отношении стали, так как США подали апелляцию в Орган по разрешению споров ВТО.
Материал подготовлен Мариной Корчак