Присоединение России к ВТО: влияние на сферу услуг
Влияние либерализации в торговле услугами на движение услуг и производительность отраслей в России
Документ «Влияние либерализации в торговле услугами на движение услуг и производительность отраслей в России и странах СНГ», автором которого является А. Кнобель, создан под эгидой Консорциума экономических исследований и образования при поддержке Всемирного банка.
В данной статье оценивается влияние ликвидации барьеров в сфере услуг на торговлю услугами в странах с переходной экономикой, в том числе и в России. Авторы также анализируют воздействие либерализации в секторе услуг на производительность российских отраслей, использующих эти услуги в промежуточном потреблении.
В статье «Влияние снижения барьеров для прямых иностранных инвестиций в сфере услуг на примере присоединения России к ВТО» Д. Йенсеном, Т.Рузерфордом и Д.Тарром проведен анализ модели общего равновесия экономики России для оценки последствий присоединения страны к Всемирной торговой организации (ВТО). В частности, рассматривается снижение тарифов и нетарифных барьеров для прямых иностранных инвестиций (ПИИ) в секторе услуг.
Согласно полученным результатам, авторы приходят к выводу о том, что после вступления России в ВТО на отечественном рынке увеличится конкуренция. Это повлечет за собой снижение стоимости услуг, снижение издержек предпринимательской деятельности, что, в конечном счете, приведет к росту производительности.
Телекоммуникационные услуги РФ и ВТО
Статья «Важность реформы в сфере телекоммуникаций в свете присоединения России к ВТО», опубликованная в 2006 г. в журнале «Eastern European Economics», посвящена необходимости реформы в российском секторе телекоммуникаций.
В статье проведен анализ роли снижения барьеров для прямых иностранных инвестиций в секторе телекоммуникаций в ходе вступления России в ВТО. Авторы приходят к выводу о том, что либерализация барьеров для прямых иностранных инвестиций в секторе телекоммуникаций составит 20% от общей выгоды от вступления в ВТО.
Строительный сектор России
Рабочий документ «Строительный сектор накануне присоединения России к ВТО и подписания нового соглашения с Европейским Союзом. Взгляд из России», автором которого является вице-президент российской ассоциации строителей М.Кайков, оценивает влияние присоединения России к ВТО на строительный сектор.
В работе освещены основные аспекты модернизации строительной отрасли, в частности в контексте инициативы «Партнерство для модернизации Россия-ЕС». Автор анализирует проблемы строительного сектора, среди которых применение новых технологий, квалификация персонала, цены оказания строительных услуг, несоответствие национального законодательства и стандартов нормам ВТО и нормам Соглашения о технических барьерах в торговле, а также инвестиционный климат. Автором также отмечена необходимость принятия международных и европейских стандартов Евросоюза и развития государственно-частного партнерства в строительной отрасли.
Накануне присоединения России к ВТО издание «Российская Бизнес-газета» опубликовало статью под названием «Органы требуют процедур». Статья основана на материалах пресс-конференции, посвященной последствиям присоединения России к ВТО для отрасли строительства.
Эксперты определяют возможности российского экспорта в рамках строительной отрасли, оценивают влияние присоединения России к ВТО на цену недвижимости. В статье представлены результаты проведенного мониторинга информационной открытости органов власти для компаний-застройщиков, а также освещен проект технического регламента Таможенного союза. Эксперты сходятся во мнении, что вследствие присоединения России к ВТО произойдет увеличение инвестиций в строительный комплекс.
Торговля энерегетическими услугами
Статья «Анализ правил и принципов международных соглашений по торговле энергетическими услугами», опубликованная в журнале «Стратегия развития экономики» посвящена анализу принципов регулирования мировой торговли энергетическими услугами, зафиксированных в соглашениях ВТО и Договоре к Энергетической хартии.
Автор также рассматривает условия присоединения России к ВТО в области энергетических услуг, и делает вывод о том, что принятие правил международной торговли энергоресурсами отрицательно скажется на конкурентоспособности национальных товаропроизводителей.
«Присоединение России к ВТО и энергетика», под таким названием на сайте International Centre for Trade and Sustainable Development опубликована статья, в которой оцениваются перспективы для России в одной из самых важных для нее областей – энергетике.
В рамках связанной с торговлей политики в области энергетики авторы рассматривают систему двойного ценообразования, которую России удалось отстоять, а также доступ зарубежных компаний на рынок энергетических услуг согласно принятым Россией обязательствам. В качестве одного из основных преимуществ, авторы отмечают потенциал, который Россия, являясь одним из крупнейших игроков на мировом рынке энергоносителей, может занять посредством активного участия как в механизме разрешения споров в ВТО, так и в рамках многосторонних торговых переговоров.
ВТО и модернизация российской образовательной системы
В статье предложен объективный анализ условий участия в ВТО в рамках образовательных систем, в том числе и в рамках участия, обсуждаемых для системы российского образования. Авторами рассмотрены четыре способа поставки услуг применительно к образовательным услугам, изучены обязательства, принятые Россией в области услуг образования, оценены перспективы и возможности для национальной системы профессионального образования, а также высказаны предположения и прогнозы о значительных рисках участия в этой организации.
Особенности развития транспорта России в свете присоединения к ВТО
Статья посвящена анализу влияния вступления нашей страны в ВТО на транспортную отрасль. Авторы отмечают, что получение выгод возможно только в случае изменения внутренней политике России. В этом отношении авторами рассмотрены три направления реализации государственной политики на транспорте - разработка новых государственных целевых программ развития транспорта, разработка механизма государственно-частного партнерства, формирование и поддержание конкурентных преимуществ транспортных организаций страны на внутреннем и международном рынках.
В статье также проведен анализ двух основных моделей выработки транспортной политики России: транспорт как "центр гравитации страны" и транспорт в качестве "перевозчика" для удовлетворения рыночного спроса на перевозки.
Материал подготовлен Ерещенко Викторией