Казахстан на пути к ВТО (Часть 2)
"Kazakhstan. WTO Accession" USTR Report
Статья содержит краткое описание торговых отношений Казахстана и США, прогресса страны в процессе присоединения к ВТО по состоянию на начало 2012 года, её импортной политики, вопросов, связанных с защитой прав интеллектуальной собственности, государственными закупками, сферой услуг и инвестиционными барьерами.
Импортная политика: с 1 января 2010 года Казахстан ввел единый таможенный тариф (CET) с Республикой Беларусь и Россией. В результате средняя импортная пошлина в 2010 году увеличилась с 6,7% до 9,2%. Как и другие страны Таможенного Союза, Казахстан имеет нулевые пошлины для более чем 900 отдельных тарифных линий, в том числе для легких самолетов вместимостью до 50 пассажиров, высокоскоростных железнодорожных локомотивов, запасных частей для определенных типов транспортных средств, сельскохозяйственной техники, продуктов питания (тропические фрукты, детское питание, кофе, какао-бобы) и некоторых видов металлов. Казахстан имеет право применять тарифы, которые отличаются от единого таможенного тарифа по 88 тарифным позициям, включающим фармацевтические препараты, медицинское оборудование, алюминиевую фольгу, железнодорожные вагоны и сборные дома. Кроме того, экспортному лицензированию в настоящее время подлежат драгоценные металлы и камни, зашифрованные технологии, документы из национальных архивов и предметы культурного наследия.
Государственные закупки: отсутствие прозрачности и эффективности государственных закупок остается серьезной проблемой для местных и иностранных компаний. Правительство признает это и принимает меры по рационализации своей закупочной деятельности и переходу к электронной системе закупок. В соответствии с новыми требованиями государственных закупок, тендеры, привлекающие значительную долю товаров и услуг местного производства, получат режим наибольшего благоприятствования. Для получения права на преференции поставщик должен получить сертификат от Министерства промышленности и новых технологий, подтверждающий степень его локализации.
Защита прав интеллектуальной собственности: Для облегчения вступления в ВТО и привлечения иностранных инвестиций, Казахстан пересматривает правовую базу по защите прав интеллектуальной собственности. В 2009-2010 годах Казахстан принял ряд поправок к закону о правах интеллектуальной собственности, в том числе были юридически признаны поставщики, которые имеют право на печатные и цифровые носители. Эта поправка позволяет лицензированным продавцам требовать возмещения убытков от «серых» дилеров, продающих контрафактные товары. Казахстан предпринял шаги по реализации международных стандартов прав интеллектуальной собственности. Например, правительство внесло изменения в закон о торговых марках с целью соблюдения Соглашения ТРИПС ВТО. В июне 2011 года Казахстан ратифицировал соглашение о Едином экономическом пространстве, основанное на единых принципах регулирования в сфере защиты прав интеллектуальной собственности. Члены Верхней палаты Парламента Казахстана (Сенат) предусматривают рассмотрение новых поправок к закону об интеллектуальной собственности, которые помогли бы укрепить положения в отношении авторского права в сети Интернет и позволили упростить процедуры регистрации товарных знаков.
Барьеры в сфере услуг: казахстанский закон ограничивает иностранную собственность в телекоммуникационных компаниях до 49 процентов, а в компаниях масс-медиа, в том числе информационных агентствах - до 20 процентов. В процессе переговоров по ВТО казахстанская сторона согласилась после двух с половиной лет переходного периода отменить предел иностранной собственности для операторов связи, обеспечивающих междугородние и международные телефонные звонки, за исключением главного провайдера страны АО Казахтелеком. Тем не менее, 20 процентный предел иностранного участия в масс-медиа компаниях будет оставаться в силе и после того, как Казахстан вступит в ВТО. Иностранные банки и страховые компании смогут работать только в рамках совместных предприятий с казахстанскими компаниями. Профессиональные услуги, включая аудиторские, архитектурные, градостроительные, инженерные и ветеринарные услуги, могут быть предоставлены только юридическим лицом-резидентом Казахстана.
Инвестиционные барьеры: В августе 2009 года правительство издало указ, объявивший 100 месторождений нефти и газа "стратегически значимыми" и также уполномочивший правительство вносить поправки в договоры, если оно считает, что действия подрядчика могут привести к существенному нарушению экономических интересов Казахстана или могут угрожать национальной безопасности Республики Казахстан. В феврале 2011 года Правительство Республики Казахстан внесло изменения в постановление правительства, касающееся мер, направленных на реализацию закона о занятости населения. Иммигранты не должны составлять более 50 процентов от общего числа топ-менеджеров,или 30 процентов от числа сотрудников среднего уровня. Эти квоты могут повлиять на иностранные инвестиции, например, крупных промышленных или сугубо технических секторов, для которых Казахстан не может поставлять квалифицированную рабочую силу в достаточном количестве.
Другие барьеры: слабая система предпринимательского права, отсутствие эффективной системы для урегулирования нарушений договоров, громоздкая государственная бюрократия. Действия налоговых и различных регулирующих органов, а также действия для обеспечения соблюдения экологических норм могут быть непредсказуемыми. Широко распространенная коррупция на всех уровнях власти (таможенное оформление, регистрация, трудоустройство местных жителей и иностранцев, уплата налогов и судебная система) также рассматривается как барьер для торговли и привлечения инвестиций в Казахстан.
"Regulatory and Procedural Barriers to Trade in Kazakhstan, Needs Assessment – Key Findings; United Nations Economic Commission for Europe, 2012"
В настоящем докладе обобщены результаты анализа потребностей в торговле Казахстана, проведенного Европейской экономической комиссией (ЕЭК) ООН в 2011-2012 гг. в тесном сотрудничестве с Казахстанским Национальным консультативным комитетом (КНКК). КНКК, созданный целенаправленно для обеспечения мероприятий по оценке потребностей в торговле, объединяет представителей соответствующих министерств и вспомогательных учреждений под руководством Министра Казахстана по экономической интеграции.
Доклад был подготовлен Отделом по торговле и постоянному управлению земельными ресурсами ЕЭК ООН. Он основывается на детальных оценках нормативных и процедурных барьеров в торговле, а также углубленном изучении подобных препятствий, стоящих перед предприятиями, участвующими в экспорте приоритетных сельскохозяйственных продуктов. Окончательные результаты исследования будут опубликованы в конце 2012 года и будут содержать замечания и рекомендации, выработанные в ходе пятой сессии Комитета по торговле, а также результаты совместного бизнес-исследования Международного торгового центра ЕЭК ООН, проведенного в 2012 году. Исследование ориентировано на казахстанские предприятия, работающие в ведущих промышленных и экспортных секторах.
Конкретные практические рекомендации данной работы послужат важным вкладом в усилия Республики Казахстан по развитию торговли, а также в Программу ЕЭК ООН по сотрудничеству для поддержки Таможенного союза Беларуси, Казахстана и России.
Материал подготовлен Яковом Евсюковым