Аннотация Желтовой Ксении на статью М. Биджери, Л. Браито, А. Калоффи и Х. Джоу «Китайские предприниматели и рабочие на перепутье: роль социальных взаимоотношений в этнических индустриальных кластерах Италии»
Название статьи: Chinese entrepreneurs and workers at the crossroad: the role of social networks in ethnic industrial clusters in Italy
Авторы: Mario Biggeri, Lisa Braito, Annalisa Caloffi, Huanhuai Zhou
Кластерная организация производственной деятельности, являющаяся характерной особенностью итальянской экономики, типична и для некоторых районов Китая, таких как городской округ Вэнджоу в провинции Чжэцзян. Кроме того, китайские предприниматели, работающие на территории Италии, создают этнические субкластеры, контактирующие с традиционными итальянскими кластерами. Так, широко известный флорентийский индустриальный кластер, специализирующийся на производстве кожгалантереи, включает в себя несколько крупных модных домов (например, Gucci, Ferragamo и Celine), а также множество малых и средних предприятий-субподрядчиков, в том числе и основанных выходцами из Китая.
В рассматриваемой статье представлен анализ особенностей становления и перспектив дальнейшего развития китайских этнических кластеров в Италии с акцентом на роль социальных взаимоотношений на материале флорентийского кожевенного кластера.
Результаты исследования подтверждают важность социальных взаимоотношений внутри китайского сообщества на ранних этапах становления этнического субкластера, когда появляются первые китайские предприятия, привлекающие поток мигрантов. На новом месте китайские рабочие приобретают необходимые навыки, ресурсы, а также репутацию, которые позволяют части из них открывать собственные предприятия, тем самым расширяя субкластер и создавая еще больше рабочих мест для соотечественников. На более же поздних этапах развития субкластера влияние этнического социального капитала постепенно снижается. Отдельные предприниматели начинают внедрять новые стратегии роста, опирающиеся на установление тесных связей с внешним, традиционно итальянским кластером, в то время как этнический субкластер в целом испытывает на себе положительное воздействие внешних факторов, привлекая все больше новых клиентов.
Вместе с тем исследователи утверждают, что социальные взаимосвязи внутри китайских субкластеров служат и для закрепления эксплуатации рабочих, страдающих от низкой заработной платы, ненормированного рабочего графика и изоляции в пределах своего сообщества, причем рост и развитие субкластера не обязательно сопровождается положительными сдвигами в условиях жизни и труда. Действительно, благодаря низким барьерам входа, высокому спросу на продукцию низкой ценовой категории, а также постоянному притоку дешевой рабочей силы, внутри китайских субкластеров прослеживается высокая степень оборота компаний, при которой новые фирмы поддерживают плохие условия труда, существовавшие при предшественниках, тем самым оставаясь в ловушке трудоемкого производства и низкоквалифицированного труда. Подобное положение дел становится серьезным препятствием на пути к устойчивому социально-экономическому развитию субкластера и его интеграции в итальянское сообщество.
Исследователи выдвигают двухступенчатую стратегию, призванную содействовать долгосрочному устойчивому и инклюзивному развитию китайских этнических субкластеров в Италии. Во-первых, чтобы вывести субкластер из порочного круга эксплуатации, необходимо повышать уровень сознательности и социальной ответственности членов китайской общины и ассоциаций гражданского общества. Далее рекомендуется предпринимать меры, направленные на повышение производственных мощностей, а также создание условий для обеспечения стабильности внутри кластера с точки зрения здравоохранения, заботы об окружающей среде, социальной безопасности и соблюдения законодательства. На данном этапе ключевая роль отводится местным ассоциациям производителей и потребителей, поддерживаемым государственными учреждениями метрополитенского города Флоренция и области Тоскана.
Источник: International Journal of Manpower Vol. 43 No. 9, 2022 pp. 1-18 doi: 10.1108/IJM-04-2021-0232