Аннотация Желтовой Ксении на статью Б. Бильярди, Э. Боттани, С. Филиппелли, Л. Тальенте и К. Вентурини «В итальянской индустрии моды складывается модель открытых инноваций? Предварительные данные нескольких тематических исследований»
Название статьи: Is any open innovation pattern emerging in the Italian fashion field? Preliminary evidence from some case studies
Автор: Barbara Bigliardi, Eleonora Bottani, Serena Filippelli, Leonardo Tagliente and Karen Venturini
Авторы статьи проанализировали особенности развития открытых инноваций в итальянской индустрии моды на примере 15 модных компаний. Результатом исследования стало выявление двух подходов к разработке новой продукции, а также формулировка трех закономерностей становления открытых инноваций в итальянской модной индустрии.
В ходе тематического исследования 15 модных компаний было установлено, что процесс создания новой модной коллекции варьируется в зависимости от размера предприятия. Так, в малых и средних предприятиях модного сектора прослеживается тенденция, согласно которой заказ на новую модную коллекцию выполняется одним дизайнером. Напротив, крупные модные компании склонны доверять разработку новой коллекции команде дизайнеров, таким образом поощряя сотрудничество и интеграцию в рамках различных бизнес-функций. Преимуществом последнего подхода является синергия от сочетания различного опыта и навыков членов команды, поощряющая разработку смелых решений.
Первая закономерность в особенностях развития открытых инноваций в рамках итальянской индустрии моды связана со способами формирования инновационных идей. Авторы статьи отмечают, что катализатором инноваций служат ежегодные выставки и другие модные мероприятия, привлекающие международную дизайнерскую элиту и способствующие обмену идеями, из чего следует, что итальянские модные компании прибегают как ко внутренним, так и ко внешним источникам новых идей. Более того, была установлена взаимосвязь между выбором источника идей и стилистической направленностью компании. Так, компании, отдающие предпочтение внешним источникам новых идей, стремятся адаптировать свою продукцию к текущим тенденциям модного рынка. Напротив, компании, прибегающие ко внутренним источникам идей, стремятся сохранить свою стилистическую идентичность.
Вторая закономерность отражает позитивное влияние механизмов сотрудничества на внедрение инноваций. Исследователи установили, что итальянские модные компании склонны привлекать внешние стороны, например поставщиков материалов, субподрядчиков и дистрибьюторов, к процессу разработки новых коллекций.
Наконец, третья закономерность в развитии открытых инноваций связана с необходимостью своевременно реагировать на быстро меняющиеся вкусы и потребности клиентов. В данной ситуации особое значение приобретают средства информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), которые используются для обработки данных с целью получения дополнительной информации для принятия стратегических и оперативных решений и обеспечивают оперативный обмен данными с клиентами и поставщиками.
Основываясь на вышеописанных закономерностях, авторы статьи сформулировали выводы о модели открытых инноваций, сложившейся в итальянской индустрии моды. Создание продукта, отвечающего требованиям рынка, является необходимым условием сохранения конкурентоспособности компании. Из 15 исследуемых компаний лишь немногие прибегают к оценке уровня одобрения клиентов после продажи товара. Большинство исследуемых компаний предпочитают вовлекать конечных потребителей в сам процесс концептуализации продукта. Популярность последнего подхода среди модных компаний в конечном счете приводит к увеличению их прибыли и доли на рынке. Кроме того, такой подход позволяет сократить количество непроданных товаров и таким образом урезать затраты на производство и хранение.
Исследование также показало, что крупные компании более склонны использовать передовые средства ИКТ для обмена знаниями и навыками с партнерами. Примечательно, что небольшие компании, позиционирующие себя как производители экологичных модных изделий, зачастую не используют средства ИКТ. Вместе с тем, подобные компании, обслуживающие нишевые рынки, заметно выиграли бы от более тесного сотрудничества с партнерами и конечными потребителями.
Источник: European Journal of Innovation Management, 2022, Vol. 25 No. 6. DOI 10.1108/EJIM-06-2022-0322