Россия и ВТО: присоединение и его последствия / Текущая аналитика / Аннотация Вероники Александровой на статью Сары Бабб и Нитсан Хорев «Международные организации: эволюция тесноты связей в системе»

Аннотация Вероники Александровой на статью Сары Бабб и Нитсан Хорев «Международные организации: эволюция тесноты связей в системе»

Статья Сары Бабб (Sarah Babb) и Нитсан Хорев (Nitsan Chorev) «Международные организации: эволюция тесноты связей в системе» (International Organizations: Loose and Tight Coupling in the Development Regime), опубликованная в журнале «Studies in Comparative International Development», посвящена анализу изменений международных организаций, а также их влиянию на экономическое развитие в послевоенное время. Главной целью статьи является выявление роли международных организаций в эволюции международного режима.

В рамках своего исследования авторы выделяют три ключевых периода в истории международных организаций и характеризуют их с точки зрения тесноты связей в системе. Так системы с сильной связью («tightly coupled systems») характеризуются сильной независимостью, наличием централизованной власти и стандартизацией, в то время как слабосвязанной системе («loosely coupled systems») присущи противоположные черты: акторы способны сохранить свою индивидуальность и обособленность их взаимодействие является нечастым и может быть ограничено. Тесно связанные системы создают условия для усиления координации и сближения акторов по направлению к единой модели политики, а  слабосвязанные предоставляют возможность для некой гетерогенности политики и создают так называемое «политическое пространство».

 Первый период, который продолжался до 1970 года, можно охарактеризовать как слабосвязанную структуру. В данный промежуток истории международные организации имели три инструмента влияния на  действия правительств. Во-первых, международные организации предоставляли финансовые и иные ресурсы для разнообразных проектов. Во-вторых, международные организации создавали и внедряли правила политики, которые в итоге формировали режим развития. В-третьих,  оказывали влияние на политические решения правительств путем распространения норм и идей.

Второму периоду (с 1970г. – начало 2000г.) свойственно ужесточение норм и правил со стороны международных организаций,  в связи с этим данный период считается системой с тесными связями. Одной из причин ужесточения стала политика «Вашингтонский консенсус», пропагандируемая развитыми странами (в первую очередь США) и реализуемая, в том числе через Международные организации. Так, Всемирный банк и Международный валютный фонд (МВФ) использовали рычаги давления на развивающиеся страны,  а именно устанавливали правила через политику «выборочного распределения ресурсов». Политика «селективности» подразумевала предоставление финансовой помощи только тем развивающимся странам, которые соглашались с принципами Вашингтонского консенсуса и были готовы на проведение либерально-рыночных реформ в политике и реформирование экономики.

Третий период (начало 2000 г. – до настоящего времени) отражает тенденцию возврата к более свободному режиму, однако ему присущи новые черты по сравнению с первым периодом. Так данный период характеризуется появлением новых игроков на международной арене, фрагментацией и децентрализацией власти, а также снижением влияния политики парадигм, свойственной на втором этапе. Ключевым поворотным моментом считается Азиатский финансовый кризис в конце 1990г., одной из причин которого является финансовая либерализация, проводимая в странах Азии по рекомендации МВФ. Также стоит отметить, что для нового этапа характерен рост частных инвестиций в финансирование крупных проектов, который сподвиг к появлению новой организационной формы взаимоотношений с международными организациями – «государственно-частное партнерство».

В заключение авторы статьи обращают внимание читателя на тот факт, что слабосвязанные системы имеют не только преимущества, но и недостатки. Будучи более хаотичными и децентрализованными, системы со слабыми связями труднее поддаются контролю и координации и не принимают стандартизированных решений. Но с другой стороны такие системы позволяют принимать гибкие решения, что снижает вероятность серьезных провалов, какими являлась политика МВФ для Азиатских стран в конце 1990г. Таким образом, современный режим представляется более сложным и гетерогенным по сравнению с послевоенными десятилетиями.

 

 

Источник: Sarah Babb, Nitsan Chorev (2016). International Organizations: Loose and Tight Coupling in the Development Regime. Studies in Comparative International Development, 2016, Vol. 51, Issue 1, pp. 81-102.

http://link.springer.com/article/10.1007%2Fs12116-016-9217-7

DOI: 10.1007/s12116-016-9217-7

 

Россия и ВТО: присоединение и его последствия

Кафедра мировой экономики экономического факультета Санкт-Петербургского государственного университета, которая является единственным в России и на постсоветском пространстве институциональным партнером Всемирной торговой организации и реализует проект "Кафедра ВТО", при поддержке Министерства иностранных дел Великобритании представляет Вашему вниманию информационный портал "Россия и ВТО: оптимизация последствий присоединения". Он призван обеспечить надлежащую подготовку правительства, таможенной службы и бизнес-сообщества в Северо-Западном и других регионах России к операционным изменениям и изменениям в регулировании, которых требует присоединение России к ВТО.