Россия и ВТО: присоединение и его последствия / Текущая аналитика / Аннотация Вероники Александровой на статью Майка Каллагана и Пола Хаббарда «Азиатский банк инфраструктурных инвестиций: многосторонность на Шелковом Пути»

Аннотация Вероники Александровой на статью Майка Каллагана и Пола Хаббарда «Азиатский банк инфраструктурных инвестиций: многосторонность на Шелковом Пути»

Статья Майка Каллагана и Пола Хаббарда «Азиатский банк инфраструктурных инвестиций: многосторонность на Шелковом Пути» («The Asian Infrastructure Investment Bank: Multilateralism on the Silk Road») была опубликована в журнале «Китай. Экономический журнал». В статье рассмотрены ключевые этапы становления Азиатского банка инфраструктурных инвестиций (далее – АБИИ), отражены предпосылки создания и реакция европейских стран на создание новой финансовой организации, а также охарактеризованы её особенности и оценены перспективы его деятельности и конкурентоспособности на мировом финансовом рынке.

Авторы считают, что на сегодняшний день Китай явно станет победителем благодаря своей инициативе по созданию АБИИ. Несмотря на то, что США отказались присоединиться к организации, 56 других стран, в том числе и ряд европейских государств, согласились быть основателями - членами банка. Таким образом, Китай продемонстрировал, что он может успешно и конструктивно возглавить многосторонние переговоры и вне сомнений приобрел ценный опыт, так как процесс привлечения стран был достаточно тяжелым, учитывая стремление США убедить европейские страны отвергнуть идею вступления в новый институт.

В статье отраженны особенности новой финансовой организации. Во-первых, стоит отметить, что АБИИ является первым институтом, допускающим участие в банке не суверенных территорий, таких как Тайвань, в качестве самостоятельных единиц. Во-вторых, несмотря на то, что АБИИ будет иметь типичную для всех многосторонних банков развития трехуровневую систему управления, состоящую из Совета управляющих, членов Совета директоров и руководства / персонала, новшеством является отсутствие постоянного Совета директоров-резидентов. Данная отличительная черта может, как повысить эффективность банка, так и стать слабым звеном в механизмах его управления. Также стоит отметить, что данный банк относится к числу региональных международных банков, тем самым определяя Азиатский регион и Океанию на основе классификации ООН в качестве ключевого для своей деятельности. Страны, принадлежащие данному региону, так или иначе, имеют преимущества перед странами из других регионов. Например, принцип о региональной принадлежности действует и при распределении капитала: доля в суммарном капитале для стран региона будет определяться на основе их относительной доли в мировой экономике (на основе ВВП), в то же время доля стран вне региона – доля в мировом ВВП будет только индикативным показателем.

Авторы также отмечают, что одним из важных стратегических решений, которое должен будет принять АБИИ, является вопрос о том, будет ли он сосредоточен на финансировании конкретных инвестиционных проектов в регионе или же он будет сосредоточен на укреплении потенциала стран в плане доступа к частному финансированию для удовлетворения их потребностей в инфраструктуре. При этом Майк Каллаган и Пола Хаббард считают, прямое финансирование со стороны АБИИ лишь незначительно позволит сузить потребности стран региона в средствах для финансирования крупномасштабных проектов. В связи с этим наиболее перспективным является фокусирование деятельности банки на капитализации частных инвестиционных потоков в инфраструктуры.

В заключение авторы придерживаются мнения, что АБИИ будет активно сотрудничать с существующими многосторонними банками развития. Так в настоящее время банк стал членом Глобальной инфраструктурной инициативы, направленной на координацию и объединение усилий международных банков развития, частных инвесторов и государств, заинтересованных в предоставлении инфраструктурных инвестиции в развивающихся странах и странах с переходной экономикой.

Источник: Mike Callaghan & Paul Hubbard (2016) The Asian Infrastructure Investment Bank: Multilateralism on the Silk Road // China Economic Journal, 9:2, 116-139, DOI: 10.1080/17538963.2016.1162970

https://doi.org/10.1080/17538963.2016.1162970

Россия и ВТО: присоединение и его последствия

Кафедра мировой экономики экономического факультета Санкт-Петербургского государственного университета, которая является единственным в России и на постсоветском пространстве институциональным партнером Всемирной торговой организации и реализует проект "Кафедра ВТО", при поддержке Министерства иностранных дел Великобритании представляет Вашему вниманию информационный портал "Россия и ВТО: оптимизация последствий присоединения". Он призван обеспечить надлежащую подготовку правительства, таможенной службы и бизнес-сообщества в Северо-Западном и других регионах России к операционным изменениям и изменениям в регулировании, которых требует присоединение России к ВТО.