Аннотация Вероники Александровой на статью Криса Хамфри «Кто платит, тот и музыку заказывает: кредитные рейтинговые агентства и многосторонние банки развития»
Статья Криса Хамфри (Chris Humphrey) «Кто платит, тот и музыку заказывает: кредитные рейтинговые агентства и многосторонние банки развития (He who pays the piper calls the tune: Credit rating agencies and multilateral development banks) была опубликована в журнале «The Review of International Organizations». В статье рассматривается взаимосвязь между рынками капитала и многосторонними банками развития (МБР) где автор отвечает на ряд вопросов: влияет ли зависимость восприятия инвесторами облигаций на способность МБР выполнять мандат в области развития, который диктуется акционерами в лице государства? В случае положительного ответа, то каким образом? Отвечая на эти вопросы, необходимо изучить методологию присвоения кредитных рейтингов МБР международными рейтинговыми агентствами, ибо они являются ключевыми институтами, влияющими на доступ БМР на рынок капитала.
В статье рассматривается влияние методики агентств на предоставление нельготного кредитования четырьмя МБР: Всемирным банком, Межамериканским банком развития (МАБР), Азиатским банком развития (АзБР) и Африканским банком развития (АфБР). Полученные результаты свидетельствуют о том, что рейтинговые агентства – в частности, Standard & Poor’s (S&P) – используют методики оценки, которые существенно занижают финансовые возможности МБР. В первую очередь это связано с реформой методики в 2012, проведенной после мирового финансового кризиса и направленной на ужесточение требований к МБР. Теперь для поддержания наивысшего рейтинга AAA, многосторонним банкам развития необходимо действовать более консервативно, чем ранее при использовании их капитала для целей развития, а также ограничивать кредитование отдельных стран, столкнувшихся с трудностями. Оба этих ограничения противоречат мандату МБР.
Также в статье проанализированы наиболее важные три показателя, которые оказывают существенное влияние не только на рейтинг МБР, но и на деятельность и решения, касающиеся формирования общего уровня предоставляемых кредитов и их распределения между странами-реципиентами. К таковым относятся: риск концентрации (portfolio concentration risk) - более концентрированный портфель является рискованнее, чем распределенный между различными заемщиками. Этот показатель корректируется на штрафы, накладываемые в случае высокой концентрация рисков на одного заемщика), льготный кредит (preferred creditor treatment (PCT)) и отзывной капитал (сallable capital).
Результаты работы автора имеют существенное политическое значение. Так многосторонние банки развития должны нарастить объемы кредитования для достижения целей устойчивого развития. Однако эти благородные цели могут быть не достигнуты из-за реальной ситуации на рынке капитала, который будет основным поставщиком ресурсов. Предполагая, что правительство государств не может позволить направлять триллионы на цели развития, то инвесторы в облигации и международные рейтинговые агентства будут иметь право голоса в этом вопросе. Основные держатели акций со стороны государства могут предпринять политические меры против рейтинговых агентств, так как они, имеют формальное (в рамках полномочий, делегированных рейтинговым агентствам как агентами, способствующих гладкому функционированию рынков капитала) и неофициальное влияние (через экономическое и политическое влияние).
Таким образом, базовая модель МБР по-прежнему является актуальной, что подтверждается созданием новых многосторонних банков – Азиатского банка инфраструктурных инвестиций и Нового банка развития. В связи с этим важным моментом является понимание зависимости деятельности банков от рынка капитала и от методологий рейтинговых агентств по присвоению кредитных рейтингов.
Источник: Chris Humphrey. He who pays the piper calls the tune: Credit rating agencies and multilateral development banks // The Review of International Organizations, June 2017, Volume 12, Issue 2, pp 281–306
DOI: 10.1007/s11558-017-9271-6