Аннотация Вероники Александровой на статью Бернарда Райнсберга «Организационная реформа и подъем трастовых фондов: уроки Всемирного Банка»
Статья Бернарда Райнсберга «Организационная реформа и подъем трастовых фондов: уроки Всемирного Банка» (Organizational reform and the rise of trust funds: Lessons from the World Bank), опубликованная в журнале «The Review of International Organizations», посвящена анализу изменений внутренней организации Всемирного банка, а также роли передаваемых фондов («pass-on funds») в мировой экономике. Главными целями статьи является изучение в целом передаваемых фондов, истории и факторов их возникновения, а также рассмотрение данного явления через призму теорий по международной организации.
За последние два десятилетия, целевое финансирование международных организаций развития на основе специальных целевых фондов значительно возросло. Так, передаваемые фонды являются разновидностью трастовых фондов, которые автор определяет, как особый вид, предполагающий вовлечение определенного разделения труда между, по меньшей мере, двумя единицами международной организации развития. Один блок размещает фонд, поддерживающий отношения со странами-донорами и распределяющий средства программы по конкретным проектам, и другой блок, реализующий конкретные проекты. Первый блок это чаще всего глобальный фонд, который позволяет привлекать средства большего количества доноров и решать многие глобальные проблемы.
Автор акцентирует внимание на нескольких проблемах. Во-первых, старается ответить на вопрос, почему трастовые фонды существуют и, следуя теории организации, приходит к выводу, что специализация, ориентированная на определенный процесс, отражает сравнительные преимущества сетевых единиц по получению доступа к глобальным источникам финансирования и региональных подразделений по осуществлению проектов. Во-вторых, автор затрагивает вопрос о том, какие факторы способствуют подъему трастовых фондов. В случае Всемирного банка таким стимулом стала организационная трехлетняя реформа «Стратегическое соглашение» (Strategic Compact), подразумевающая реорганизацию бюджетных полномочий между соответствующими подразделениями. С одной стороны, сетевые подразделения (network units) имели особый стимул для развития передаваемых трастовых фондов, так как в результате этой реформы бюджетные полномочия были перенаправлены в руки руководителей по странам, что в свою очередь препятствовало восстановлению автономии бюджета среди сотрудников по секторам. В то же время, двусторонние доноры увеличили размер средств для финансирования решения глобальных проблем, что является уникальной возможностью для сетевых подразделений начать строительство собственного лидерства, поддерживаемого за счет средств этих доноров. С другой стороны, региональные подразделения стали более зависимы от передаваемых трастовых фондов, ибо они предоставляли денежные средства для подготовительной стадии проектов. Собственные административные бюджеты данных подразделений сократились в результате децентрализации, увеличения доли нестабильных стран в их портфелях и повышения требований по гарантиям.
В заключение автор обращает внимание на то, что его исследование имеет потенциальные возможности применения даже за пределами внутриорганизационных взаимодействий. Конкретная ситуация, в которой один агент выступает в качестве донора средств, а другой агент отравляет запрос на предоставление поддержки от фондов, является распространенным явлением в многосторонней системе развития. В более широком смысле, данная статья усиливает рассуждения об активной роли бюрократов в институциональной структуре организации, учитывая, что создание трастовых фондов может рассматриваться как пример организационной структуры, возглавляемой бюрократическими предпринимателями.
Источник: Bernhard Reinsberg, Organizational reform and the rise of trust funds:
Lessons from the World Bank// The Review of International Organizations, June 2017, Volume 12, Issue 2, pp 199–226
DOI: 10.1007/s11558-017-9268-1