Аннотация Валерии Никифоровой на статью «Регионализация как индустриальная политика на примере МЕРКОСУР»
В какой степени торговые преференции в рамках МЕРКОСУР – общего рынка Южного конуса – могут быть использованы его членами для достижения целей индустриализации, и подразумевает ли это дополнительные издержки для стран – партнеров по блоку? Именно на этот вопрос на основе применения эмпирических методов исследования дает ответ данная статья.
В первую очередь, авторы прослеживают развитие экономической мысли, затрагивающей вопросы регионализации, и отмечают пробел в наличии работ, освещающих распределение выигрыша от объединения среди отдельный членов сформировавшегося блока. Далее дается краткий обзор попыток интеграции стран Латинской Америки: в 1950-е годы в большинстве стран была запущена программа индустриализации на основе стратегии импортозамещения, которая, изжив себя, дала начало Латиноамериканской ассоциации свободной торговли, основанной в 1960 году и спустя два десятилетия замененной Латиноамериканской ассоциацией интеграции. Однако ввиду экономической и политической нестабильности 1980-х годах интеграционный процесс в странах Латинской Америки приостановился до 1991 года, когда был создан региональный блок МЕРКОСУР с целью либерализации торговли между странами-участницами группировки.
В статье приводится теоретическая база для исследования. Во-первых, это работы Купера и Масселя, в которых определяется значимая роль таможенного союза в достижении целей индустриализации с меньшими издержками. Во-вторых, исследования Венаблес, показывающие неравномерность распределения издержек переориентации торговли между членами преференциальной зоны. В-третьих, принимается во внимание модель Гроссмана и Хелпмана, основанная на том, что зоны свободной торговли могут быть политически жизнеспособными только в случае наличия ряда секторов, в отношении которых не предполагается действие мер по либерализации торговли.
Эмпирическая часть исследования влияния региональных преференций на структуру экспорта членов МЕРКОСУР начинается с оценки уровня диверсификации товарной структуры и индекса интенсивности торговли, на основе которых авторы делают свои первичные заключения. Впоследствии данные заключения проверяются для каждого участника группировки в отдельности оцениванием выведенного уравнения при помощи метода наименьших квадратов и инструментальных переменных. Так, было выявлено, что Парагвай экспортирует исключительно товары низкой степени обработки, в отношении которых он обладает выявленными сравнительными преимуществами, во все страны-партнеры. Тогда как Бразилия ориентирует свой экспорт в страны-члены интеграционного блока на товары с высокой степенью обработки, в отношении которых она не обладает выявленными сравнительными преимуществами. Аргентина и Уругвай занимают промежуточное положение.
Таким образом, таможенный союз МЕРКОСУР внес большой вклад в достижение Бразилией целей индустриализации. В Аргентине данная тенденция выражена слабее. В случае с Парагваем наблюдается ситуация обратная бразильской. Уругвай показывает неоднозначные результаты. Однако авторы призывают не делать однозначных выводов о выгодах и потерях отдельных членов таможенного союза Аргентины, Бразилии, Парагвая и Уругвая на основании данных наблюдений, поскольку все страны преследовали разные цели при объединении в данный региональный блок.
Источник: Pedro Moncarz, Marcelo Olarreaga & Marcel Vaillant Regionalism as Industrial Policy: Evidence from MERCOSUR // Review of Development Economics, 2016, vol. 20, no. 1, pp. 359-373
http://proxy.library.spbu.ru:2329/doi/10.1111/rode.12224/full