Аннотация Трутень Федора на статью Садек Буссена и Кэтрин Локателли «Газпром и сложности газового рынка ЕС: определение стратегии»
Газовый рынок Евросоюза, являющийся для Газпрома основным направлением для экспорта, становится все более конкурентным. Импорт сжиженного натурального газа из США, значительное снижение цен на нефть и газ, революция в добыче нетрадиционных источников энергии, все это ставит под угрозу стандартную экспортную стратегию Газпрома, а также основную цель, заключающуюся в сохранении своей доли на европейском газовом рынке. Данная статья посвящена проблеме выбора долгосрочной стратегии для оперирования на рынке ЕС и сохранения своей доли на рынке, в частности изучаются различные возможности альтернативных долгосрочных стратегических действий.
В работе рассматриваются стратегии по адаптации, то есть используемые Газпромом меры по восстановлению своей конкурентной позиции, подрываемые новыми изменениями на газовом рынке ЕС. В том числе происходит анализ условий, из-за которых российский газовый монополист не является основной фигурой на зарубежном рынке. Среди стратегий авторы выделяют ценовую войну в краткосрочной перспективе, так как в ней у Газпрома есть несколько сравнительных преимуществ такие как стоимость поставок газа, близость экспортных рынков и существующей инфраструктуры, избыточное производство и транспортные мощности. Второй стратегией авторы отмечают игру на неопределенности цен, так как длительное использование первой стратегии сильно ударит по доходной части бюджета для компании. Данная стратегия основана на опыте Саудовской Аравии в мировых поставках нефти. Вместо того, чтобы просто запускать ценовую войну, защищая долю на рынке за счет снижения цен по всем направлениям, доминирующий поставщик может прекратить выпуск достаточной информации для потребностей потенциальных долгосрочных конкурентов, тем самым обеспечить нестабильность цен на газ. Еще одним вариантом для газового монополиста в нынешней нестабильной и неопределенной обстановке может быть решение, которое было бы столь же перспективным и для существующих поставщиков ЕС, а именно, чтобы сделать долгосрочные контракты более гибкими. Однако, будучи поставщиком по остаточному принципу, на ряду с тем что в выборе долгосрочной позиции во многом играет роль основной акционер – государство, эти факторы могут помешать фирме реализовать стратегию Саудовской Аравии.
Авторы заключают, что Газпром будет в состоянии применять стратегии расширения и создавать неопределенность в отношении цены на природный газ, до того момента пока Европейский газовый рынок не будет до конца либерализован. Благодаря близости рынков, размеру резервов и запасу мощности у компании есть все возможности оставаться ключевым игроком на газовом рынке ЕС. Однако компании необходимо изменять свою политику в отношении экспортных долгосрочных контрактов, которые повлияли бы на развитие стабильности газового рынка и для поддержки капиталоемких инвестиций.
Статья включает таблицы и графики, в том числе построенные на собственных расчетах. Используется авторитетные источников, связанные с энергетикой, среди которых Оксфордский институт энергетических исследований. Статья может быть использована при исследовании проблем экспансии отечественных компаний на зарубежные рынки.
Источник: Sadek Boussena & Catherine Locatelli (2017) Gazprom and the complexity of the EU gas market: a strategy to define, Post-Communist Economies, 29:4, 549-564, DOI: 10.1080/14631377.2017.1349667