Россия и ВТО: присоединение и его последствия / Текущая аналитика / Аннотация Татьяны Русаковой на статью «Как регулирование международного энергетического рынка может повысить энергетическую безопасность ЕС»

Аннотация Татьяны Русаковой на статью «Как регулирование международного энергетического рынка может повысить энергетическую безопасность ЕС»

Данная публикация была подготовлена Рафаэлем Лил-Аркасом, профессором Лондонского университета королевы Марии. Статья посвящена проблеме энергетической безопасности Европейского союза и рассматривает способы ее повышения через регулирование международной торговой системы.

Обеспечение энергетической безопасности является приоритетной задачей для Европейского союза, импортирующего на данный момент более 53 % потребляемой энергии. Исходя из крайне высокой степени зависимости Европейского союза от поставок энергии, необходимо выработать единую модель управления энергетическим рынком, которая укрепит энергетическую безопасность этих стран.

 Тем не менее, современный энергетический рынок – фрагментирован и не согласован: на сегодняшний день в ВТО нет специального соглашения по энергетике. Но в Европе все чаще и чаще создаются инициативы о том, что все участники энергетического рынка должны подчинятся одним и тем же правилам. Как следствие, энергетика может стать частью повестки Всемирной торговой организации уже в ближайшем будущем, особенно учитывая то, что к ВТО в 2012 году присоединилась и Россия – крупнейший поставщик энергии в страны Европы (РФ обеспечивает Евросоюз 29% нефти и 33% газа).

Первым шагом к выработке единой модели управления могло бы стать расширение членства Энергетической Хартии в страны Ближнего Востока и Северной Африки, а также Экономического сообщества западноафриканских государств (ЭКОВАС). Создание надежной инфраструктуры между этими странами будет способствовать укреплению энергетической безопасности Европейского союза, а также может послужить толчком к началу работы над Генеральным соглашением по торговле энергией в рамках ВТО.

Как было замечено ранее, Европа на 53 % зависима от поставки энергоресурсов. Но следует отметить, что уровень энергетической зависимости варьируется от страны к стране: к примеру, Мальта импортирует 100% потребляемой энергии, в то время как Дания полностью обеспечивает себя (и даже является единственной страной нетто-экспортером нефти в ЕС).

Многие страны ЕС активно и очень успешно осуществляют программы по переходу на экологически чистые возобновляемые источники энергии (в частности – Австрия, Латвия, Швеция), или же развивают атомную энергетику (здесь стоит отметить Францию и Бельгию). Сегодня немало развитых стран мира на законодательном уровне поддерживают развитие возобновляемых источников энергии и атомной энергетики, подыскивая альтернативу традиционному топливу.

Особенно пристальное внимание при формировании единой энергетической торговой системы должно быть уделено роли российского газа в жизни стран Евросоюза. К примеру, последствия недавнего конфликта России и Украины некоторые страны Европейского союза ощутили на себе достаточно остро: крайне высокую зависимость от российского газа на данный момент имеют Чехия, Словакия, Болгария и Финляндия.  В планах Европейской Комиссии снизить эту зависимость. Формирование новой торговой системы энергетикой может стать одним из основных толчков к переходу к понижению уровня энергозависимости стран Евросоюза.

 

Источник: Leal-Arcas, R. (2015). How Governing International Trade in Energy Can Enhance EU Energy Security. Renewable Energy Law and Policy Review, 6(3), 202-219. http://relp.lexxion.eu/article/RELP/2015/3/6

Россия и ВТО: присоединение и его последствия

Кафедра мировой экономики экономического факультета Санкт-Петербургского государственного университета, которая является единственным в России и на постсоветском пространстве институциональным партнером Всемирной торговой организации и реализует проект "Кафедра ВТО", при поддержке Министерства иностранных дел Великобритании представляет Вашему вниманию информационный портал "Россия и ВТО: оптимизация последствий присоединения". Он призван обеспечить надлежащую подготовку правительства, таможенной службы и бизнес-сообщества в Северо-Западном и других регионах России к операционным изменениям и изменениям в регулировании, которых требует присоединение России к ВТО.