Аннотация статьи «Требование торговых санкций? Европейский Парламент и Всеобщая система преференций», автор – Катарина Мейснер
Автор статьи ставит целью исследовать условия, при которых Европейский Союз вводит ограничения в отношении бенефициаров Всеобщей системы преференций. Торговая политика - один из основных инструментов, с помощью которых ЕС реализует свои интересы в развивающихся странах. Всеобщая система преференций заключается в установлении льготных таможенных тарифов на товары, ввозимые из развивающихся стран на территорию ЕС, при этом не требуется встречных взаимных уступок. Однако существуют условия, при которых Европарламент требует отмены или ограничения торговых преференций, и эти условия до сих пор не были достаточно изучены. В данной статье отмена торговых преференций условно называется «санкциями», не подразумевая введение дополнительных торговых ограничений в отношении субъектов с целью изменения политического курса, как в обобщённом классическом понимании санкций.
В торговой политике ЕС позиционирует себя как поборник прав человека и сотрудничества в целях развития. Гипотеза автора состоит в том, что Европейский Союз инвестирует в бенефициара, когда эта страна является значимой в рамках сотрудничества ЕС в целях развития, а также если отсутствуют внутригосударственные политические кризисы, отражающиеся на реализации прав человека, фактически их ущемляя. Для проверки гипотезы автором выбрано 10 стран-бенефициаров (Афганистан, Бангладеш, Боливия, Камбоджа, Кыргызстан, Мьянма, Пакистан, Филиппины, Шри-Ланка и Таджикистан) и представлены примеры использования ограничений в рамках Всеобщей системы преференций.
На первом этапе с помощью качественного сравнительного анализа автор исследует комбинацию условий предоставления преференций бенефициарам, среди которых уровень торговой взаимозависимости (TRADE), значимости для Европейского Союза, измеряемая сотрудничеством в целях развития (AID) и индексом человеческого развития (HDI). На втором этапе анализа автор определяет достаточные условия или их комбинацию для активизации деятельности Европарламента в контексте Всеобщей системы преференций по вопросу увеличения или сокращения объёма торговых преференций в отношении того или иного бенефициара. На третьем этапе автор минимизирует конфигурацию условий, при которых Европарламент принимает решение об увеличении или сокращении преференций. Так, процедура минимизации приводит к двум возможным путям активности Европарламента – выносится решение о введении или увеличении торговых преференций, обусловленное высокими показателями HDI, TRADE, AID или торговые преференции отменяются ввиду снижения обусловленных показателей.
Таким образом, автор заключает, что отмена тарифных преференций представляет собой механизм приостановления льготных торговых пошлин в отношении стран, где наблюдаются случаи массового нарушения прав человека в связи с внутренним политическим конфликтом или гуманитарным кризисом. Примером отмены торговых преференций может служить ситуация в Мьянме, когда ЕС отменил торговые преференций из-за военного преследования мусульман вооружёнными силами и полицией Мьянмы.