Аннотация статьи «Когда, что, где и почему - санкции Европейского Союза», авторы - Франческо Джумелли, Фабиан Хоффман и Анна Ксенжакова
Сравнительно недавние санкции ЕС в отношении Ирана и России – показатель того, что ЕС является влиятельным игроком на международной арене, в том числе, когда речь идёт о санкционной политике. ЕС вводит санкции с 1994 года, с момента, когда был принят Маастрихтский договор, и за четверть века насчитывается больше 80-ти эпизодов санкций. Целью статьи является обзор санкционной политики Европейского Союза за период с 1994 года до 2020 год. Для анализа авторами был введён концепт ответа на четыре основных вопроса – когда были введены ограничительные меры, какие типы санкций были применены, каково географическое расположение субъектов, против которых были введены санкции и причины ограничительных мер.
Авторы статьи утверждают, что применение санкций способствует укреплению автономии, потенциала и сплоченности ЕС как международного субъекта. Кроме того, за неимением собственных вооружённых сил в условиях, когда требуется ввести ограничительные меры против определённых субъектов, ЕС сделал ставку на экономические санкции, и эта тенденция со временем только усилилась.
Введение санкций связано с кризисами, где экономические ограничительные меры – непосредственный ответ ЕС на кризис. Авторы выделяют семь основных предпосылок введения санкций – продвижение демократии, кризисное управление, посткризисное управление, нераспространение, терроризм, интересы ЕС и международные нормы. Ограничительные меры разделяются авторами на 6 типов – эмбарго на поставки оружия, запреты на поездки, замораживание активов, финансовые ограничения, торговые ограничения и дипломатические ограничения.
Авторы выделяют эмбарго на поставки оружия как наиболее распространенный вид санкций в 90-ые гг. XX века, в то время как примеры санкционных ограничений последний лет показывают, что замораживание активов и запрет на поездки отдельных физических лиц стали более популярной ограничительной мерой в последние годы. Авторы выдвигают довольно спорный тезис о том, что продвижение демократии является наиболее распространенной причиной, по которой ЕС прибегает к санкциям.
На основе эмпирического анализа авторы делают вывод о том, что поведение ЕС на международной арене имеет ряд характеристик. Помимо того, что санкции, по мнению авторов, помогают укрепить доверие к ЕС как к влиятельному санкционному игроку, высказывается мнение о том, что введение, продление, изменение или отмена санкций в отношении других субъектов на международной арене демонстрирует развитую автономию и сплоченность ЕС как наднационального органа.