Аннотация Шуняева Дмитрия Дмитриевича к статье Маайки С. Боувмеестера, Дж. Оостерхавена “ Экономические последствия перебоев в поставках природного газа между Россией и ЕС”
В целях обеспечения устойчивости энергетической системы Европейский Союз инициировал обширный пакет мер энергетической политики. Важная роль в удовлетворении будущего спроса на энергию в масштабах ЕС отводится природному газу. Одним из основных поставщиков природного газа на рынок ЕС является Росси. Россия экспортирует свой природный газ в Европу по трубопроводам, что требует пересечения территории третьих стран, например, Украины. За прошедшие годы трудно в отношениях между Россией и Украиной оказали свое влияние на потоки природного газа в ЕС, что отразилось на потребителях в нескольких странах Восточной Европы, в основном через проблемы с централизованным теплоснабжением. Таким образом, для прогнозирования более широкого межрегионального и межотраслевого воздействия перебоев в поставках природного газа, авторы в данной работе использовали подход нелинейного программирования. После результатов исследования, авторы отметили, что в краткосрочной перспективе экономические субъекты попытаются продолжать свою деятельность в обычном режиме и будут как можно точнее следовать установленным схемам торговли. В модели это представлено путем минимизации информационного выигрыша между первоначальной схемой экономических операций и ситуацией, в которой нарушены потоки природного газа. В подходе авторов к моделированию рассматриваются все экономические отношения для всей экономики включенных регионов, что позволяет анализировать влияние четырех сценариев сбоев на всю экономику. Все сценарии сосредоточены на России, поскольку она является единственным и наиболее важным поставщиком природного газа для экономики ЕС и имитируют прекращение экспорта природного газа, с помощью модели, откалиброванной на основе международной таблицы "затраты-выпуск" с шестью секторами и шестью регионами. В первом сценарии российский экспорт во все европейские страны прекращается, во втором - только в Северо-Восточную Европу, в третьем - только в Восточную Европу, а в четвертом - только в Северо-Западную и Юго-Западную Европу. Структура воздействия, выявленная с помощью нового подхода авторов к моделированию, отражает частично компенсирующие и частично усиливающие одновременные силы спроса и предложения, а также эффекты пространственного замещения. На более низких уровнях агрегирования, например, в отношении долей импорта и самодостаточности в использовании природного газа, обнаруживаются значительные эффекты. Однако на агрегированном уровне всей экономики влияние запрета на экспорт российского природного газа незначительно для Европы и лишь немного меньше для самой России. Как сообщают авторы, интересно, что влияние на размер экономики, измеряемый ВВП, преимущественно положительно для европейских регионов, но отрицательно для России. Тем не менее, влияние на благосостояние населения, измеряемое размером внутреннего конечного спроса, имеет противоположный знак: преимущественно незначительное, но отрицательное влияние для европейских регионов и очень небольшое, но положительное влияние для населения России. Сценарии, представленные в данной работе, являются довольно общими. Для более конкретного анализа, а также для учета возможностей трубопроводной инфраструктуры, наша модель может быть сравнительно легко совмещена с более детальной моделью для сектора природного газа. В качестве ограничений в настоящую модель можно ввести результаты этой более детальной модели в части оптимальных уровней добычи газа и газовых потоков. Таким образом, можно было бы рассчитать более широкие экономические последствия оптимального решения, полученного на основе отраслевой модели.
Источник: ScienceDirect, Energy Policy, Volume 106, July 2017, Pages 288-297, “Economic impacts of natural gas flow disruptions between Russia and the EU”, by Maaike C. Bouwmeester a, J. Oosterhaven b.
a European Commission, Eurostat, L-2920, Luxembourg.
b University of Groningen, Faculty of Economics and Business, P.O. Box 800, 9700 AV Groningen, The Netherlands.