Аннотация Шаговой Наталии на статью “Implications of FDI in Food Supermarkets”
Статья была опубликована в журнале “Economic and Political Weekly”. Автор статьи – Сухпал Синг, профессор Индийского Института менеджмента, Ахмедабад.
Сухпал Синг анализирует ситуацию на мировом и индийском розничных рынках. В статье подчеркивается, что рост международных сетевых магазинов в некоторых случаях, приводит к тому, что местные производители оказываются зажатыми в тиски больших сетевых магазинов, которые закупают их продукцию, снижается покупательская способность населения, происходит сокращение рабочих мест, а также возникают другие проблемы, которые наносят ущерб как производителям, так и потребителям.
С. Синг акцентирует внимание читателя на увеличение доли международных ритейлинговых сетей в различных странах, в том числе и в бедных. Это имеет значительное влияние на местных торговцев и на поставщиков. Имея огромную силу и внушительные объемы закупок, ритейлинговые сети обладают возможностью задерживать свои платежи за продукцию, снижать оговоренную заранее закупочную цену из-за того, что для производителя не существует альтернативного закупщика, закупать и продавать по ценам, которые даже не покрывают издержки на производство и т.д. Критичным моментом, выявленным в данном исследовании, является то, что открывающиеся крупные сети в бедных странах предлагают рабочие места с еще более низкой заработной платой, а также используют меньшее количество рабочей силы на определенную деятельность, чем обычные торговые точки. Например, в сети Метро Кэш-энд-Кэрри во Вьетнаме на тонну проданных томатов приходится 1,2 единиц рабочей сил, в то время как в традиционном магазине для такой работы было бы задействовано 2,9 единиц рабочей силы. Низкий уровень заработной платы, сокращение рабочих мест, длинные и нерегулярные рабочие смены, работа без оформления контракта – все это проходит в стратегических решениях крупных сетевых магазинов, как снижение затрат на рабочую силу. Для того, чтобы иметь возможность продавать свою продукцию через крупные магазины, обычным производителям приходится нести дополнительные затраты на упаковку своего товара, на маркетинг, транспортные расходы и другие транзакционные издержки, в отличие от тех поставщиков, кто работает с традиционными рынками. Исследование показало, что чем больше рыночная доля сетевых ритейлеров, тем меньше они платят своим поставщикам. Эти и многие другие проблемы являются весьма значительными для данного рынка, но государство не может полностью контролировать ситуацию, в связи с тем, что крупные сети принадлежат владельцам из других государств, с другими законами и правилами.
Автор акцентирует внимание читателя на том, что в таком контексте было бы целесообразно замедлить активный рост супермаркетов посредством таких механизмов как зонирование, бизнес лицензирование и торговые ограничения. Меры по обеспечению бесперебойного функционирования системы контрактов с сельскохозяйственным сектором могут включать в себя совершенствование законов о конкуренции для регулирования деятельности супермаркетов, как контрагентов, а также обеспечение правовой защиты производителей/поставщиков и стимулирование фермерских кооперативов и групп производителей.
Источник: Sukhpal Singh. «Implications of FDI in Food Supermarkets». Economic and Political Weekly, 2010, Vol. 45, No. 34, pp. 17-20.