Россия и ВТО: присоединение и его последствия / Текущая аналитика / Аннотация Решетниковой Чарины на статью Suleymanov Elchin, Rahmanov Farhad, Bulut Cihan, Hasanov Fakhri «The Impact of the Oil Price Fluctuations on the Economic Policy in Oil-Exporting Former Soviet Union Countries»

Аннотация Решетниковой Чарины на статью Suleymanov Elchin, Rahmanov Farhad, Bulut Cihan, Hasanov Fakhri «The Impact of the Oil Price Fluctuations on the Economic Policy in Oil-Exporting Former Soviet Union Countries»

В статье «The Impact of the Oil Price Fluctuations on the Economic Policy in Oil-Exporting Former Soviet Union Countries» авторы изучили влияние изменения цен на нефть на экономическую политику бывших стран СССР, а, именно, Азербайджана, России и Казахстана. Нефть является одним из основных богатств этих стран, так как страны обладают большими запасами нефти. Нефть является главным экспортным товаром, доходы от его продажи являются важными источниками доходной части бюджета государств.

Авторы рассматривают причины снижения цен на нефть после 2014 года и их влияние на экономику стран. Здесь стоит отметить, что основными факторами стоимости нефти и нефтепродуктов являются расходы на добычу и транспортировку нефти. Причинами снижения цен, с одной стороны, оказалось решение стран ОПЕК не сокращать квоту добычи нефти, а, с другой стороны, снижение спроса, вызванное слабой экономической ситуацией в Японии, замедление темпов роста китайской экономики, а также, изменение курса доллара США под влиянием денежно-кредитной политики Федеральной резервной системы (ФРС) в США.

Падение цен на нефть на мировых рынках привело к 40% обесцениванию этого резерва, что сильно ударило по этим странам. Так, в случае с Россией, у которой 80% экспорта составляют нефть, природный газ, металлы и древесина, это привело к снижению доходов в бюджет, к снижению ВВП и к увеличению безработицы. Что касается Казахстана, то изменение цен на нефть на мировых рынках в значительной степени повлияло на экономику страны: снизилась стоимость тенге, покупательная способность населения ослабла, внутренние сбережения сократились, и компании, работающие на крупных внешних заимствованиях, понесли серьезные убытки, выросла доля невозвратных кредитов в банковском секторе. Азербайджан испытывал трудности с низкой добычей нефти в стране, здесь также можно было наблюдать снижение темпов роста ВВП и уменьшение поступлений в бюджет и т.д.

Экономики России, Казахстана и Азербайджана очень сильно отличаются друг от друга по объемам. В 2014 году доходы бюджета России составили 532 миллиарда долларов, а доходы бюджета Казахстана и Азербайджана – 31 и 17 миллиардов долларов соответственно. Однако, не смотря на количественные различия, авторы провели сравнительный анализ темпов роста доходов бюджета в течение одного периода.

Их исследование показало, что до 2009 года самые высокие темпы роста доходов бюджета принадлежали Азербайджану. Этот темп роста напрямую связан с увеличением нефтяных доходов. Если в 2008 году рост доходов бюджета Азербайджана составил 79%, то в Российской Федерации и Казахстане этот рост составил соответственно 20% и 40%. После финансового кризиса темпы роста доходов бюджетов всех трех стран снизились, в 2013 году в Азербайджане доходы бюджета выросли на 13%, в Казахстане - на 11%, а в России-всего на 3%. В 2014 году доходы бюджета Азербайджана сократились на 6%, а доходы Российской Федерации и Казахстана увеличились. В 2015 году российская экономика упала на 3,5%, в 2016 году уменьшилась на 1,4%, а расходы частного потребления сократились в реальном выражении в 2016 году на 10% из-за девальвации рубля и ужесточения денежно-кредитной политики Центрального Банка России. Казахстан завершил 2015 год с темпом роста в 4,2% из-за региональной турбулентности, вызванной украинским кризисом в 2014 году, санкциями, введенными в отношении России, и снижением цен на нефть. Экономическая политика 2016 года Казахстана направлена на смягчение негативных внешних эффектов и укрепление социально-экономической стабильности страны. В 2015 году в Азербайджане произошла двойная девальвация национальной валюты маната.

Авторы пришли к выводу, что темпы роста доходов бюджета более схожи в Российской Федерации и Казахстане, в то время, как в Азербайджане наблюдается определенное отличие. Это можно объяснить тем, что казахстанская и российская экономики более тесно связаны друг с другом.

Также авторы отметили, что инвестиции в нефтяной сектор этих стран и большая роль нефтяных доходов в формировании ВВП опасны. Направление всего внимания на энергетические ресурсы означает риск для экономики. Это создает возможность того, что экономика может быть подвержена разнонаправленным финансовым колебаниям. Изменения цен на мировом рынке из-за одностороннего развития нефтяного сектора приводят к колебаниям ВВП, бюджета и внешней торговли. Авторы обратили внимание на то, что в идеальных условиях доходы от экспорта нефти должны направляться на инвестиции в другие отрасли, а не на текущие расходы, чтобы доход, полученный от этих инвестиций, мог быть использован в случае падения цен на нефть.

Источник: Suleymanov Elchin, Rahmanov Farhad, Bulut Cihan, Hasanov Fakhri «The Impact of the Oil Price Fluctuations on the Economic Policy in Oil-Exporting Former Soviet Union Countries», Academic Journal of Economic Studies. March 2018, Vol. 4 Issue 1, p. 111-122. http://proxy.library.spbu.ru:4770/eds/pdfviewer/pdfviewer?vid=3&sid=49d612ee-c76a-4610-aaae-ebf7b354c26d%40sdc-v-sessmgr03

Россия и ВТО: присоединение и его последствия

Кафедра мировой экономики экономического факультета Санкт-Петербургского государственного университета, которая является единственным в России и на постсоветском пространстве институциональным партнером Всемирной торговой организации и реализует проект "Кафедра ВТО", при поддержке Министерства иностранных дел Великобритании представляет Вашему вниманию информационный портал "Россия и ВТО: оптимизация последствий присоединения". Он призван обеспечить надлежащую подготовку правительства, таможенной службы и бизнес-сообщества в Северо-Западном и других регионах России к операционным изменениям и изменениям в регулировании, которых требует присоединение России к ВТО.