Аннотация Прохоровой Анны на статью Гражины Смигельска и Ренаты Очковска «Конкурентоспособность ритейлеров на мировых рынках».
В условиях современной мировой экономики розничная торговля является глобальным сектором, но для мировых ритейлеров необходимы новые стратегии, если они хотят сохранить свое преимущество. В статье рассматривается концепт глобализации применимо к сектору ритейла. Предполагается, что компании в этой сфере мотивированы целью поддержания своего конкурентного преимущества. В статье представлены теоретические взгляды на развитие устойчивого конкурентного преимущества (SCA), а также определение процесса глобализации. На примерах компаний, вышедших на мировой рынок в XX веке и показавших быстрый рост (Ikea, Benetton, Carrefour, Wal-Mart) авторы рассматривают, как занятые ими ресурсы и внешняя среда способствовали процессу глобализации.
Авторы рассматривают общую теорию глобализации по модели Джорджа Ипа, а также применяют теории устойчивого развития конкурентных преимуществ для анализа процесса глобализации розничного сектора.
Розничный сектор, участвующий в процессе глобализации, можно разделить на две группы: компании, специализирующихся на непродовольственных товарах, и массовые мерчендайзеры, предлагающие продукты питания и другие товары повседневного спроса (FMCG). После активной интернационализации представители обеих групп сталкиваются с различными проблемами, и это приводит нас к выводу, что для достижения успеха на современном мировом розничном рынке необходимо внедрять новые стратегии развития.
Хотя в девяностые годы прошлого века считалось, что розничная торговля не является глобальным сектором, сегодня уже сложно себе представить эту отрасль в отсутствие транснациональных компаний, во многом определяющих ее развитие. Независимо от того, какие товары компании предлагают на мировом рынке (продовольственные или непродовольственные), ключевым условием для успеха является наличие ресурсов, позволяющих им открывать новые возможности в управлении цепочками поставок (информационные технологии и логистика) и маркетинге, основываясь на имеющихся стратегиях и компетенциях. Однако, компании должны выбирать стратегии, соответствующие нынешней конкурентной среде, которая в последние годы становится все более ожесточенной.
Для компании, ступившей на путь глобализации, первый и самый важный шаг – это выбор внешних рынков. Для этого необходимо оценить привлекательность того или иного рынка, потенциал конкурентов, а также пути адаптации к местным условиям и стратегии управления компанией, работающей в новой для нее среде. Для того чтобы внедрение глобальной стратегии оказалось выгодным, компания должна определить основные инструменты этой стратегии. Авторы обращаются к теории Джорджа Ипа и указывают пять основных инструментов:
- Участники рынка – выбор внутренних рынков, уровень вовлечения и занимаемая доля рынка;
- Товары и услуги – уровень стандартизации и диверсификации продуктов;
- Локация деятельности – цепочки добавленной стоимости;
- Маркетинг – стандартизация и адаптация деятельности на внешнем рынке;
- Конкурентные ходы – деятельность в рамках глобальной конкуренции.
Также авторы отмечают, что многие продовольственные ритейлеры пошли по тому же пути, что и непродовольственные, поэтому сейчас некоторые из них столкнулись с проблемами поддержания темпов роста. На этом этапе им необходимо определиться с ключевыми ресурсами и разработать новые конкурентные стратегии.
Grazyna Smigielska, Renata Oczkowska. (2017). Retailers’ competitiveness on global markets. In Wach, K., Kne?evi?, B., & ?imurina, N. (Eds.), Challenges for international business in Central and Eastern Europe („Przedsi?biorczo?? Mi?dzynarodowa” vol. 3, no. 1). Krak?w: Cracow University of Economics, pp. 175-196. https://pm.uek.krakow.pl/article/view/1242