Аннотация Паниной Анастасии на статью Роберта Портера: «Слияния и согласованные эффекты»
Согласованные эффекты остаются важной проблемой при оценке слияний. Они не поддаются стандартизированной процедуре количественного анализа, в отличие от классической трехэтапной процедуры, описываемой в исследованиях.
Автор описывает данную систему следующим образом: первый шаг включает в себя оценку дифференцированной системы спроса на продукцию. Затем, компании либо модифицируют уравнение равновесного ценообразования Нэша, учитывая систему предполагаемого спроса и форму собственности на различные продукты, либо оценивают сторону предложения, предполагая равновесное ценообразование по Нэшу. Третий шаг состоит в том, чтобы смоделировать влияние предполагаемого слияния на цены, с учетом новых моделей владения продуктом, которые в результате будут поддерживаться в предположении о равновесном ценообразовании по Нэшу.
Однако существующая теория трактует, что если при слиянии компании скоординируют действия, то оно приводит к более благоприятным результатам. Автор рассматривает теорию сговора и роль коммуникации в координации.
Скоординированное взаимодействие включает в себя диапазон поведения, начиная с явных переговоров по общему пониманию того, как фирмы будут конкурировать или воздерживаться от конкуренции, заканчивая скрытой формой общего сговора, которое не будет явно оговорено, однако будет поддерживаться санкциями в отношении поведения, которое подорвало бы скоординированное взаимодействие. Под скоординированным взаимодействием подразумевается поведение, не осуждаемое антимонопольным законодательством.
Для иллюстрации теоретических и эмпирических исследований автор рассматривает серию кейсов в авиа отрасли. Согласно утверждению, участники будут придерживаться своего соглашения, если их индивидуальные дисконтированные выплаты при сотрудничестве, превысят штрафы за нарушение сговора.
Таким образом, эффекты от скоординированного взаимодействия возникают при условии, если слияние расширяет набор соглашений и/или увеличивает вероятность того, что участники достигнут более выгодного соглашения. Более того, согласованные эффекты отличаются от односторонних эффектов.
Разобранные кейсы основываются на сделках, которые описывают слияния схожих компаний с однородными продуктами, при этом затраты данных фирм были асимметричными до слияния. Во многих из упомянутых случаях при координации часто (но не всегда) подмножество фирм включало в себя крупные компании. Сговор будет легче поддерживать среди схожих компаний, следовательно, маржа в таких случаях может увеличиться из-за эффектов от скоординированного взаимодействия.
Источник: Robert H. Porter (2020). Mergers and coordinated effects. International Journal of Industrial Organization, Vol. 11, No. 1 (5 February 2020), pp. 1-14.
https://www.sciencedirect.com/science/article/abs/pii/S0167718720300059