Россия и ВТО: присоединение и его последствия / Текущая аналитика / Аннотация Ольги Авдеевой на статью Майкла Кнолла «Связь между конкурентоспособностью и международным налогообложением»

Аннотация Ольги Авдеевой на статью Майкла Кнолла «Связь между конкурентоспособностью и международным налогообложением»

В течение многих лет экономисты игнорировали связи между налогообложением и конкурентоспособностью. Конкурентоспособность - это часто используемый термин, которому редко дают четкое определение. Во время дебатов по международной налоговой политике конкурентоспособность была определена, как одна из острых тем современности. В своей статье автор отвечает на вопрос как международная налоговая политика влияет на конкурентоспособность.

Существует две концепции международной конкурентоспособности, которые повторяются снова и снова в обсуждениях международной налоговой политики. Первая концепция конкурентоспособности фокусируется на том, как налогообложение влияет на способность фирм конкурировать в разных странах. В то время, как вторая концепция конкурентоспособности акцентирует внимание на том, как налогообложение влияет на способность государств привлекать инвестиции и рабочую силу.

В рамках первой концепции автор отмечает, что «конкурентоспособность» часто используется не как характеристика целой национальной экономики, а как характеристика отрасли, состоящей из фирм. Тогда конкурентоспособность является характеристикой стран только в том случае, если она применяется к совокупности фирм из разных отраслей промышленности, которые подчиняются одной и той же системе регулирования и налоговая политика может повлиять на конкурентоспособность, влияя на способность отечественных фирм конкурировать с иностранными фирмами.

В рамках второй концепции термин «конкурентоспособность» используется в значении конкуренции между органами регулирования. Государства конкурируют за привлечение инвестиции и рабочей силы в страну посредством своей налоговой политики. Таким образом, если ставки налога в принимающей стране выше, чем в другой потенциальной принимающей стране, то такая налоговая политика будет препятствовать производству в первой и стимулировать производство в последней. Однако в контексте международного налогообложения конкурентоспособность обычно не используется в качестве оправдания налоговой политики.

Автор рассматривает различные международные отчеты, в которых была затронута тема конкурентоспособности. Он обнаружил, что обе концепции конкурентоспособности тесно связаны с подходами CIN (нейтралитет импорта капитала) и CEN (нейтралитет экспорта капитала), обсуждаемыми в многолетних дискуссиях по экономической политике. Первая концепция, рассмотренная в статье, согласуется с подходом CIN, тогда как вторая согласуется с CEN. Соответственно, первый подход часто применяется в целях обоснования снижения ставки внутреннего налога на доходы от иностранных источников, тогда как второй подход часто используется для обоснования снижения ставок налога на доход от внутренних источников.

Автор призывает международное сообщество тщательно изучить вопрос взаимосвязи конкурентоспособности и международного налогообложения, и рассмотреть возможные эффекты при планировании международной налоговой политики договаривающимися странами.

Источник: Michael S. Knoll (2012), The Connection Between Competitiveness and

International Taxation (2012), Penn Law: Legal Scholarship Repository, pp. 1-27 https://papers.ssrn.com/sol3/papers.cfm?abstract_id=2149804

Россия и ВТО: присоединение и его последствия

Кафедра мировой экономики экономического факультета Санкт-Петербургского государственного университета, которая является единственным в России и на постсоветском пространстве институциональным партнером Всемирной торговой организации и реализует проект "Кафедра ВТО", при поддержке Министерства иностранных дел Великобритании представляет Вашему вниманию информационный портал "Россия и ВТО: оптимизация последствий присоединения". Он призван обеспечить надлежащую подготовку правительства, таможенной службы и бизнес-сообщества в Северо-Западном и других регионах России к операционным изменениям и изменениям в регулировании, которых требует присоединение России к ВТО.