Аннотация Оксаны Горбуновой на статью Грасии Марин Дюран «Поддержка государственного финансирования «зеленой» электроэнергии: Европейский Союз и ВТО»
В статье рассматривается вопрос о том, может ли существующая в Европейском союзе централизованная система контроля и оценки государственной поддержки возобновляемых источников энергии (ВИЭ) послужить примером для реформирования правил субсидирования в ВТО. Автор замечает, что на первый взгляд такое предложение может показаться разумным, однако на практике применение подобного подхода ЕС к государственному финансированию альтернативных источников энергии в системе правил ВТО вряд ли возможно. Это связано с тем, что системы контроля за выделяемыми субсидиями в Европейском союзе и ВТО принципиально различаются в процедурном плане.
В статье содержится углубленный сравнительный анализ нормативно-правовой базы Евросоюза и ВТО по государственной поддержке зеленой электроэнергии. Автор отмечает, что в целом основные механизмы контроля ЕС намного сильнее чем инструменты ВТО, что является прямым отражением более амбициозных целей закона ЕС о стимулировании перехода стран к альтернативным источникам энергии.
Автор заключает, что для реформирования действующего Соглашения по субсидиям и компенсационным мерам необходимо учитывать то, что различные меры поддержки ВИЭ препятствуют действующим положениям ВТО о субсидировании и правилам защиты торговли. По мнению автора, необходимо понять, насколько государства ограничены в возможности осуществления стратегий, ориентированных на стимулирование развития ВИЭ. Для этого требуется более точная информация о практике существующих членов ВТО в отношении субсидий, а также их экологической эффективности и возможном воздействии на торговлю. В этой связи, члены комитета ВТО по субсидиям (Subsidies Committee) могут применить опыт ЕС в области повышения прозрачности и системе мониторинга существующих программ государственной поддержки.
Источник: Mar?n Dur?n, Gracia (2018) Sheltering Government Support to ‘Green’ Electricity: the European Union and the World Trade Organization. International & Comparative Law Quarterly, 67:1, pp. 129-165 doi:10.1017/S0020589317000537