Аннотация Оксаны Горбуновой на статью Елены Симы «Правила ВТО и борьба с изменениями климата: экономическая обоснованность субсидий на возобновляемые источники энергии»
Переход к возобновляемым источникам энергии (ВИЭ) практически невозможен без реформирования государственной политики и значительных инвестиций в развитие системы возобновляемой энергии. Ископаемые виды топлива по-прежнему являются наиболее распространенным основным энергоресурсом, а производители электроэнергии, использующие ВИЭ, сталкиваются с экономическими трудностями.
Автор статьи приводит экономические обоснования субсидирования ВИЭ, например, устранение рыночных диспропорций, сокращение объема выбросов CO2 и снижение рисков в отношении энергетической безопасности.
Несколько факторов определяют себестоимость возобновляемых энергоресурсов. Например, в отличие от ископаемого топлива, которое обладает большим количеством концентрированной энергии, возобновляемые энергоресурсы требуют энергетических затрат для их производства. Следовательно, производство небольшого количества возобновляемой энергии требует крупных инвестиций, и ВИЭ являются неконкурентоспособными на энергетическом рынке.
Еще одним фактором, определяющим стоимость ВИЭ, являются характер потребления электроэнергии. Особенность рынка электроэнергии заключается в гибком и оперативном реагировании предложения на изменения спроса. Большинство ВИЭ не могут быть оперативно реагировать на увеличение потребительского спроса на электроэнергию и имеют низкую эластичность. Энергоснабжение путем ВИЭ зависит от природных явлений, таких как ветер и солнечный свет, в то время как спрос на электроэнергию достигает максимума в течение дня и падает ночью, и может не совпадать с кривой спроса на возобновляемые источники. Таким образом, по своей природе ВИЭ не могут отвечать на колебания спроса так же, как традиционные источники энергии.
Автор статьи отмечает, что действующее Соглашение по субсидиям и компенсационным мерам не учитывает тот факт, что, даже если конкретная отрасль является бенефициаром государственной финансовой поддержки, коммерческая выгода получателя субсидии может быть социально оправданной в случае с возобновляемыми энергоресурсами. Правила субсидий ВТО, равно как и орган по урегулированию споров, не учитывают экономическое обоснование мер поддержки возобновляемой энергии. Дальнейшее развитие альтернативных источников энергии путем субсидирования требует пересмотра действующих правил Соглашения. По мнению автора, реформирование правил субсидирования возможно путем внесения поправки в определение субсидии в тексте Соглашения, проведения теста на определение выгоды получателя государственной финансовой поддержки и путем применения статьи XX ГАТТ к Соглашению для того, чтобы исключить субсидии ВИЭ из списка запрещенных субсидий или субсидий, в отношении которых могут быть применены компенсационные меры.
Развитие возобновляемых источников энергии требуют наличия правовой базы, которая позволит осуществлять государственную поддержку при соблюдении правил международной торговли. Однако проблема заключается в том, что необходимо определить, как финансовое содействие правительства или система поддержки цен влияет на рынок электроэнергии, и создают ли они конкурентные преимущества для производителей ВИЭ.
В независимости от типа энергоресурса, государственная поддержка энергетического сектора не соответствует главным принципам свободной торговли, содержащихся в Соглашениях Всемирной Торговой Организации (ВТО). Тем не менее, субсидии на производство ископаемого топлива никогда не оспаривались в ВТО, в то время как государственные дотации направленные на поддержку развития ВИЭ оказались причиной конфликта между членами ВТО.
Источник: Cima, Elena (2017) Caught Between WTO Rules and Climate Change: The Economic Rationale of ‘Green’ Subsidies. In K. Mathis, B.R. Huber (eds.), Environmental Law and Economics, Economic Analysis of Law in European Legal Scholarship, vol. 4, Springer International Publishing AG, pp. 379-404. https://doi.org/10.1007/978-3-319-50932-7_15