Аннотация Никиты Гильманова на статью Mitsuyo Ando, Shujiro Urata, и Kenta Yamanouchi “Do Japan’s Free Trade Agreements Increase Its International Trade?”
В последнее время создание ЗСТ стало наиболее популярной внешнеторговой политикой. Традиционно Япония строила свои торговые отношения на принципе недискриминации в отношении всех стран, но теперь применяет многоуровневый подход, который включает дискриминационные двусторонние и региональные соглашения наравне с многосторонними структурами ВТО. Предпринимавшиеся ранее исследования влияния ЗСТ Японии на ее торговлю были неудовлетворительными, так как фокусировались на слишком коротком промежутке времени и игнорировали показатели торговли партнеров Японии с другими странами мира. Данная статья исследует 15 соглашений о ЗСТ, используя данные как только по двусторонней торговле Японии, так и по торговле с третьими странами. Помимо этого, анализируется и динамическое воздействие ЗСТ.
В методологическом плане статья опирается на эконометрическую гравитационную модель с фиксированными эффектами. Авторы применяют метод псевдомаксимального правдоподобия Пуассона (Poisson pseudo-maximum likelihood method), так как он больше подходит для логлинейных моделей и позволяет учесть торговые потоки с нулевым значением.
На агрегированном уровне не наблюдается эффекта создания торговли для ЗСТ в целом, а для дезагрегированного уровня эффект существует только для некоторых категорий товаров и при рассмотрении только двусторонних торговых потоков Японии; при включении в оценку данных по третьим странам этот эффект пропадает. Из этого следует, что при оценке только одного типа данных исследователи получают ложные результаты. Эффекты при этом отличны для разных ЗСТ. В целом для импорта и экспорта эффект создания торговли был обнаружен в 40% случаев при анализе данных мировой торговли. В отношении динамического эффекта авторы приходят к выводу, что для более длительных периодов воздействие ЗСТ на объемы торговли возрастает, но такой эффект обнаруживается только для дезагрегированного уровня. Иногда наблюдался эффект анонсирования (announcement effect) для значения времени “-1”.
Среди возможных причин недостаточного влияния ЗСТ на объемы торговли Японии авторы называют отсутствие знаний импортеров и экспортеров о возможностях ЗСТ, ограниченные выгоды и большие издержки при использовании их преференций.
Источник: Ando M., Urata S., Yamanouchi K. Do Japan's Free Trade Agreements Increase Its International Trade? // Journal of Economic Integration. – 2022. – Т. 37. – №. 1. – С. 1-29.