Аннотация Наталии Шаговой на статью «The Food Retail Revolution in Poor Countries: Is It Coming or Is It Over?»
Статья опубликована журнале «Экономическое развитие и культурное изменение» университета Чикаго. Автор статьи Барт Минтен – сотрудник Международного научно-исследовательского института по продовольственной политике.
Б. Минтен в своем исследовании затрагивает актуальную и в настоящее время тему. Автор говорит о том, что за последние годы ритейлинговые сети очень «разрослись». Эта эволюция значительно влияет на сельскохозяйственную отрасль, на цепочки поставок продовольственных товаров, в большинстве своем из-за того, что глобальные ритейлеры очень требовательны к стандартам качества. Важную роль в данном вопросе играют изменения в вопросах централизованных закупок, использовании специальных оптовых складов, особых систем работы с поставщиками, а также жестких требований в отношении контрактов. Все эти требования и изменения говорят о том, что в развитии глобальных ритейлинговых сетей и инфраструктуры обычные фермерские хозяйства остаются за пределами данных изменений и развития. Но все же современные исследователи настаивают на том, что даже маленькие фермы могут иметь возможность получать выгоду от происходящих изменений.
Б. Минтен подчеркивает, что глобальные ретейлинговые сети в большинстве своем инвестируют в развитие не во всех странах, и ряд стран, особенно бедные, остаются за пределами «ритейлинговой революции». Б. Минтен занимается исследованием данного вопроса для того чтобы повысить интерес ритейлеров в инвестировании в бедные страны и доказать им, что есть огромный потенциал для их роста и развития. Исследование сосредоточено на примере Мадагаскара, одной из наименее развитых развивающихся стран, но имеющей благоприятный климат для инвестиций. В статье приводятся доказательства в пользу развития инфраструктуры для деятельности глобальных розничных сетей.
Автором используются первичные данные, которые объясняют сложность функционирования розничных торговых сетей в бедных странах. Это особенно важно, так как все большая часть населения приобретает продукты именно в городских супермаркетах. Автор подчеркивает, что видит большую разницу в качестве продуктов питания и непродовольственных товаров, которые предлагаются в супермаркетах, по сравнению с традиционными рынками, а также разницу между глобальными розничными сетями по сравнению с местными супермаркетами. Глобальные розничные сети продают значительно более дорогие продовольственные товары для бедного населения, контролируют ее качество.
Данное исследование заполняет пробел в существующей литературе, касательно революции на розничном рынке в странах с развивающейся и переходной экономикой.
Источник: Bart Minten. «The Food Retail Revolution in Poor Countries: Is It Coming or Is It Over?». Economic Development and Cultural Change, 2008, Vol. 56, No. 4, pp. 767-789.