Россия и ВТО: присоединение и его последствия / Текущая аналитика / Аннотация на статью З. Сорго, Б.Ларуэ «Регулирование географических указаний и внутренняя торговля Европейского Союза»

Аннотация на статью З. Сорго, Б.Ларуэ «Регулирование географических указаний и внутренняя торговля Европейского Союза»

Целью статьи является определение эффекта, оказываемого защищенными географическими указаниями (ГУ) на внутреннюю торговлю сельскохозяйственными товарами в рамках Европейского Союза.

Защита, которой обеспечены географические указания, влияет на торговлю как на международном уровне (статья 22 Соглашения ТРИПС), так и на уровне Евросоюза (Статья 30 Договора о Европейском Союзе). Однако, для Европейского Союза ГУ являются больше средством информирования потребителей, содействия развитию сельских районов и обеспечения культурного и биологического разнообразия. ЕС располагает развитой системой регулирования ГУ, которая позволяет исключить внутренние конфликты, возникающие в результате национальных инициатив. В то время как другие страны (США, Канада, Австралия и т.д.) рассматривают ГУ как имущественные права, которые могут использоваться отдельными производителями для повышения своей конкурентоспособности) и с неохотой принимают систему охраны ЕС, предпочитая ей свои системы товарных и сертификационных знаков.

Исследование основывается на анализе панельных данных о торговле сельскохозяйственной продукцией между 27 странами Европейского Союза в 1999, 2004 и 2009 годах. Авторы используют гравитационную модель, разработанную Хэд и Майером (2000), и метод квази-максимального правдоподобия Пуассона (Сантос Сильва и Тенрейро, 2006). Результаты анализа показывают, что система охраны ГУ в Европейском Союзе по-разному влияет на двустороннюю торговлю: если обе страны имеют защищенные ГУ, их двусторонняя торговля расширяется. В то же время, страны имеющие защищенные ГУ экспортируют меньше в те страны, которые их не имеют. Авторы также обнаружили негативный эффект, заключающийся в том, что защита ГУ оказывает угнетающее воздействие на торговлю, увеличивая «толщину» средней границы между странами.

Авторы отмечают, что переговоры в рамках ВТО относительно защиты ГУ особенно трудны из-за существенных различий между Европейским Союзом, который отстаивает распространение защиты высокого уровня (принятой для вин и спиртных напитков) на всю сельскохозяйственную продукцию, и Соединенными Штатами и Канадой, которые опасаются, что защита ГУ станет препятствием в торговле. На основе проведенного анализа, авторы предполагают, что ГУ оказывают угнетающее воздействие на торговые потоки, охватывающие страны, не имеющие ГУ. Торговые потоки, затрагивающие страны, имеющие систему защиты ГУ, также подвержены этому негативному эффекту, однако эти страны извлекают выгоду из прямого эффекта создания торговли.

Выводы, сделанные в статье, показывают, что защита географических указаний как в странах-экспортерах, так и в странах-импортерах позволяет увеличить объем торговли между ними, так как уменьшается информационная асимметрия между производителями и потребителями в отношении качества продукта. Однако, авторы обращают внимание, что следует осторожно подходить к попыткам обобщения полученных результатов в контексте двусторонних переговоров между ЕС и третьими странами, такими как Канада и Соединенные Штаты, потому что данное исследование основано на торговле внутри Европейского Союза, чья система защиты ГУ отличается от систем защиты других стран.

Источник: Z. Sorghoa, B. Larue (2014). Geographical indication regulation and intra-trade in the European Union. World Trade Institute. Agricultural Economics № 45, supplement 1–12

Россия и ВТО: присоединение и его последствия

Кафедра мировой экономики экономического факультета Санкт-Петербургского государственного университета, которая является единственным в России и на постсоветском пространстве институциональным партнером Всемирной торговой организации и реализует проект "Кафедра ВТО", при поддержке Министерства иностранных дел Великобритании представляет Вашему вниманию информационный портал "Россия и ВТО: оптимизация последствий присоединения". Он призван обеспечить надлежащую подготовку правительства, таможенной службы и бизнес-сообщества в Северо-Западном и других регионах России к операционным изменениям и изменениям в регулировании, которых требует присоединение России к ВТО.