Аннотация на статью “What does Economic Research tell us about Cross-border e-Commerce in the EU Digital Single Market?”, подготовленная Козакевич Т.В.
Статья “What does Economic Research tell us about Cross-border e-Commerce in the EU Digital Single Market?” (рус. «О чем рассказывают экономические исследования о трансграничной электронной коммерции на едином цифровом рынке ЕС?») была написана Мартинсом Б. и опубликована Объединенным исследовательским центром Европейской Комиссии
в 2013 году[1].
Данная работа представляет собой обзор последних экономических исследований на тему трансграничной электронной коммерции в Европейском Союзе и других странах, а также обзор результатов более ранних исследований по этому вопросу. В этой работе автор проводит сравнительный анализ трансграничной онлайн торговли и трансграничной традиционной («офлайн») торговли. Главным вопросом, по мнению автора, является возможность преодоления расстояний («the death of distance») посредством электронной торговли, и насколько торговля онлайн позволяет нивелировать связанные с географическим расстоянием торговые издержки и другие торговые барьеры. Автор приходит к выводу, что расстояние по-прежнему оказывает влияние на торговлю, хотя и в меньшей степени в онлайн-транзакциях, чем в офлайн-транзакциях.
Далее Мартинс Б. рассматривает результаты исследований, касающихся мотивов потребителей для перехода от офлайн к онлайн-торговле, и исследует возможные источники увеличения потребительских выгод, возникающих в результате этого перехода. Ссылаясь на Цифровую повестку дня для Европы («The Digital Agenda for Europe; DAE»), автор утверждает, что конечной целью действий по упрощению трансграничной электронной торговли, предлагаемых в рамках DAE, является повышение благосостояния потребителей, а не трансграничной торговли как таковой. Так, воздействие на благосостояние людей может осуществляться посредством следующих каналов:
- Существенное снижение торговых издержек, связанных с дистанционной торговлей;
- Увеличение разнообразия доступных товаров - фактически производный эффект от снижения торговых издержек;
- Транзакционные издержки или затраты на информацию для потребителей уменьшаются при переходе в онлайн.
В заключении автор описывает релевантные проблемы для дальнейшего исследования. Согласно автору, результаты всех изученных научных публикаций имеют похожие выводы. Одним из главных выводов является то, что трансграничная электронная коммерция значительно снижает издержки, связанные с дистанционной торговлей, главным образом за счет снижения информационных издержек.
[1] Martens B. What does economic research tell us about cross-border e-commerce in the EU Digital Single Market? //Available at SSRN 2265305. – 2013.