Аннотация на статью Toivo Martikainen и Antto Vihma “Dividing EU with energy? Unpacking Russia’s energy geoeconomics”
В данной статье рассматриваются текущие российские энергетические проекты в ЕС и анализируются внутренних двигатели геоэкономических проектов. Авторы утверждают, что руководство России стремится к регулированию потоков энергии в зависимости от стратегических и тактических задач государства. Это создает определенные проблемы для ЕС, тем не менее Европейский союз может укрепить свое единство во внешней энергетической политике, контролировать некоторые политические риски, и построить более устойчивую энергетическую систему.
Авторы утверждают, что экономическая идеология России в большей степени основывается на интересах национальной безопасности. Для России, государства с обширной базой природных ресурсов, геоэкономическая активность неизменно включает в себя торговлю энергией. Россия является одним из крупнейших в мире экспортеров энергоносителей, но без энергетических продуктов стоимость российского экспорта меньше, чем у Польши.
Геостратегия России включает в себя использование контроля энергетических потоков в Европу в качестве средства повышения и укрепления статуса великой державы. Это также явно прослеживается в ключевых политических документах, таких как Энергетическая стратегия.
Кроме того, авторы утверждают, что существует также геоэкономическая мотивация относительно проекта «Северный поток». Во-первых, Россия стремится усилить свое влияние на Украину, лишая страну дохода и ее статуса транзитного государства между Россией и рынками ЕС. Более того, Украина может подвергнуться повышению цен, а также отключению энергоснабжения, поскольку Газпром может приостановить поставки газа в Украину, не доставляя дискомфорта своим клиентам в ЕС. Во-вторых, Россия может вновь усилить свое влияние на Германию. Это может произойти за счет увеличения доли рынка в Германии, а также закреплением за Германией статуса ключевой транзитной страной на европейские рынки.
Авторы также упоминают 2 действующих ядерных проекта в странах-членах ЕС: расширение АЭС Пакш в Венгрии и развитие АЭС Фенновойма в Финляндии. Проект Пакш сталкивается с препятствиями со стороны Европейской комиссии. Претензии Комиссии о нарушении венгерским правительством законов ЕС о конкуренции путем присуждения эксклюзивной сделки российской стороне хорошо обоснованы, но дело также имеет в высшей степени политический характер. Россия хочет углубить свои связи с правительством Венгрии, чтобы использовать его в реализации своей геоэкономической стратегии в ЕС, в то время как Брюссель, также, как и в случае с проектом «Южный поток», хочет избежать этого.
Несмотря на то, что Германия показала способность брать на себя ведущую роль во внешней политике ЕС, новоиспеченное относительное единство ЕС и немецкое лидерство, скорее всего, будет поставлено под угрозу, если Nord Stream II будет построен. Стратегия проекта газопровода Nord Stream II покажет Германию в ином свете - как страну, которой движут краткосрочные экономические интересы, страну, пользующуюся привилегированными отношениями с Россией, нечувствительную к коллективной безопасности ЕС, общим дипломатическим усилиям и целям энергетической политики.
Авторы делают вывод, что для того, чтобы справиться с текущими конфронтационными отношениями между ЕС и Россией в стратегически важных секторах экономики, необходимо повысить уровень информированности о геоэкономике в целом и о смеси коммерческих и стратегических мотивов, в частности. Необходимо сделать более трудным для России использование своих энергетических ресурсов для достижения политических целей, такой ответ фактически может побудить Кремль сосредоточиться на коммерческой стороне экспортной энергетической политики.
http://www.fiia.fi/en/publication/571/dividing_the_eu_with_energy/