Аннотация на статью Мартина Расселла (Martin Russell) “EU-Russia energy relations – stuck together?” (European Parliamentary Research Service, March 2015)
В статье Мартина Рассела рассматривается проблема зависимости Европейского Союза от российских энергетических ресурсов. Более половины энергоресурсов ЕС покупает у России (53% в 2013 году), которая является ведущим поставщиком топлива. Степень зависимости от российских ресурсов варьируется в зависимости от географической или исторической близости к России. Автор замечает, что Россия также зависима от спроса ЕС на энергетические ресурсы, так как на ископаемое топливо, поставляемое, в большинстве своем, в страны ЕС, приходится около 70% экспорта и половины федерального бюджета.
Далее автор анализирует возможные альтернативы российскому газу, ставя вопрос о надежности российских поставок газа в Европу. Автор приводит в пример разногласия между Россией и Украиной, которые привели к перебоям в поставках в 2006, 2009 и 2014 годах. Среди причин для снижения зависимости европейских стран от российского газа М. Расселл также выделяет цены – сравнения показывают, что страны с более диверсифицированными поставками имеют большую рыночную власть, поэтому могут договориться о более выгодных ценах. Тем не менее, автор замечает, что объем поставок газа из России в страны ЕС ежегодно растет. Энергетическая стратегия ЕС до 2020 года, представленная Европейской Комиссией, призывает страны создавать распределительные каналы, с помощью которых различные страны смогут помогать друг другу в случае перебоев в энергопоставках. Кроме того, использование сочетания различных источников энергии также позволит смягчить последствия перебоев или приостановки поставок энергетических ресурсов из России.
Автор отмечает, что Россия также стремится к диверсификации, подписав 30-летний контракт с Китаем на поставку газа в объеме 30 миллиардов кубических метров газа в год. Тем не менее, это меньше, чем одна пятая поставок российского газа в страны ЕС, следовательно, некоторая зависимость России от европейского рынка все же останется.
Особое внимание автор уделяет последствиям санкций, наложенных на российский нефтяной сектор, запрещающих финансирование и экспорт инновационных технологий в нефтяные компании России. Санкции не влияют на российские поставки нефти в ЕС, но, в долгосрочной перспективе, могут ограничить возможности России в плане использования нетрадиционных ресурсов, когда текущие запасы нефти закончатся.
В заключение статьи автор отмечает, что Европейский Парламент серьезно обеспокоен энергетической безопасностью и считает необходимым для ЕС диверсифицировать транспортные каналы и поставщиков энергетических ресурсов, а также критикует Россию за использование энергетических поставок в качестве политического инструмента.
http://www.europarl.europa.eu/RegData/etudes/ATAG/2015/551343/EPRS_ATA(2015)551343_EN.pdf