Россия и ВТО: присоединение и его последствия / Текущая аналитика / Аннотация на статью "Как Россия потеряла Германию (и как она может вернуть её обратно)"

Аннотация на статью "Как Россия потеряла Германию (и как она может вернуть её обратно)"

В данной статье автор открывает проблему германско-российских отношений после окончания холодной войны. Развивать отношения на основе прежних механизмов сложно. Вместе с тем, в последнее время прослеживаются и положительные изменения.

Пересмотр немецкой внешней политики был основным приоритетом роли министра иностранных дел ФРГ Франка-Вальтера Штайнмайера. Растущая политическая и экономическая мощь Германии (по сравнению с другими странами ЕС) укрепила позиции страны. Воспринимая себя экономической силой, национальная политическая элита проводит дискуссии о необходимости возложения на себя Германией ответственности решения кризисный проблем и поддержании мира и безопасности. По мнению немецкого руководства, ослабление мощи США в комбинации с возрастающей мультиполярностью и недолговечностью, сделает Европу более ответственной в совершаемых ею действиях, как и мир в целом.

Опрос, проведенный K?rber Foundation в 2014 году, показал, что 60% немцев против усиления международного вмешательства Германии в решение мировых проблем, в то время как 37% поддерживают растущую международную роль Германии. Интересно отметить, что эти результаты прямо противоположны подобному опросу 1994 года, в котором 62% респондентов поддерживали расширение экономической и политической роли страны и 37% были против. В апреле 2014 опрос Allensbach, опубликованный в газете Frankfurter Allgemeine Zeitung, показал резкое уменьшение сторонников поддержки укрепления сотрудничества с Россией (32% по сравнению с 55% в 2009 году) и возрастающий негативный рейтинг Владимира Путина, чья популярность среди немцев достигла низшей оценки с 2000 года (65% опрашиваемых имели негативное мнение о нем).

Фактически, именно кризис в Украине и присоединение  Крыма к России поставили точку в немецкой политике со времен холодной войны. Потеря доверия между Германией и Россией связана с возникновением кризиса в Украине и осознанием того факта, что страны имеют разные направления и цели международной политики.

Автор выделил основные направления, которые могут улучшить будущее российско-германских отношений. Среди них обеспечение национальной безопасности, отказ от ведения активных военных действий в Украине, экономическое сотрудничество с Россией. Реализацию указанных мер затрудняют экономический кризис в России, который является довольно опасной угрозой как для российской, так и европейской стабильности.

В виду того, что Германия исключает военные действия, необходимо пересмотреть договор о безопасности между Россией и Германией и меры для установления взаимного доверия. В 2016 году Германия займет руководящие должности в Совете Безопасности (ОБСЕ) и будет стремиться усилить роль этой организации на территории ЕС. По мнению автора статьи ООН не может играть решающую роль в решении проблем безопасности на территории ЕС, так как члены Совета Безопасности (США и Россия) препятствуют этому.

Германия и ЕС в целом должны пересмотреть свои интересы в отношении стран Восточной Европы и четко обозначить, в каких областях сотрудничество с Россией возможно, а в каких нет.  Страны, являющиеся соседними одновременно для России и для ЕС – Украина, Молдова, Грузия, являются камнем преткновения, так как Россия и Европа применяют абсолютно различные политические и экономические меры в кооперации с ними. Автор отмечает, что именно Евразийский Экономический Союз может стать инструментом поддержки развития экономической политики между Россией и ЕС. Но пока Россия использует этот институт как инструмент протекционизма, направленный против стандартов ЕС и свободной торговли, будет очень трудно возвести общую платформу для зоны свободной торговли от Владивостока до Лиссабона.

Итак, можно сделать вывод, что наибольшая проблема для обеих стран – это установление взаимного доверия и нового modus vivendi. Разумная кооперация России со странами ЕС непременно даст много новых экономически и политически выгодных перспектив. Первым шагом для достижения данной цели является выполнение требовании Минского соглашения, подписанного в сентябре 2014. Когда проблема мира и безопасности будет решена, станет возможным создание общей платформы для дальнейшего сотрудничества между Россией и Германией.
 

Дата публикации статьи:27/03/2015

Автор статьи: Stefan Meister/Штефан Майстер

Данная статья была опубликована в журнале: Russia and Global Affairs (January/March, 2015).

Источник статьи:

https://dgap.org/en/think-tank/research-programs/robert-bosch-center-for-central-and-eastern-europe-russia-and-central

Россия и ВТО: присоединение и его последствия

Кафедра мировой экономики экономического факультета Санкт-Петербургского государственного университета, которая является единственным в России и на постсоветском пространстве институциональным партнером Всемирной торговой организации и реализует проект "Кафедра ВТО", при поддержке Министерства иностранных дел Великобритании представляет Вашему вниманию информационный портал "Россия и ВТО: оптимизация последствий присоединения". Он призван обеспечить надлежащую подготовку правительства, таможенной службы и бизнес-сообщества в Северо-Западном и других регионах России к операционным изменениям и изменениям в регулировании, которых требует присоединение России к ВТО.