Аннотация на статью ‘Challenges in Cross-border E-commerce in the European Union’
Статья ‘Challenges in Cross-border E-commerce in the European Union’ была написана Калиник З., Калиник Л. и Ранковик В., и опубликована в журнале Краковского экономического университета в 2018 году[1].
Ключевой целью данной работы является выявление и анализ современных барьеров трансграничной электронной торговли в секторе B2C, а также предпринимаемых институтами Европейского союза способов их нивелирования. Особое внимание авторы уделяют стратегии создания Единого цифрового рынка ЕС. Так, подробно рассматриваются некоторые важные препятствия на пути к созданию полностью интегрированного цифрового рынка в Европейском союзе: барьеры, связанные с логистикой и доставкой, языком и местоположением, правовым и налоговым регулированием и блокировкой услуг в определённых географических зонах.
Авторы отмечают тенденцию, согласно которой трансграничный поток товаров, офлайн-услуг и цифрового контента преимущественно осуществляется из крупных государств-членов ЕС, Великобритании и Германии, в более мелкие, такие как Люксембург и Мальта. Ключевыми причинами, по которым небольшие европейские страны более склонны к трансграничной торговле, являются отсутствие значительного разнообразия товаров на внутренних рынках и более низкие цены. Так, более низкая конкуренция на внутренних рынках небольших стран может привести к установлению некоторых форм местной монополии и более высоких цен, побуждая потребителей искать менее дорогие товары за рубежом.
Несмотря на ожидаемый устойчивый рост трансграничной электронной торговли, процесс развития онлайн-торговли и становления Единого европейского цифрового рынка усложняется из-за наличия ряда барьеров. Во-первых, длительные сроки доставки являются одним из основных препятствий для развития электронной торговли между странами. Территориальная близость государств создает условия для увеличения объемов онлайн-торговли: Франция экспортирует в основном в Бельгию, Люксембург, Италию и Испанию, в то время как Швеция экспортирует в Данию и Финляндию, а Италия - на Мальту и Хорватию. Также, высокая стоимость доставки товаров между странами имеет весомую роль. Авторы отмечают, что для покупателей из ЕС товары из Китая являются более доступными чем европейские по причине бесплатной доставки, предлагаемой китайскими цифровыми торговыми платформами.
Во-вторых, по мнению авторов, языковой барьер значительно влияет на показатели трансграничной онлайн-торговли. Общий язык между двумя государствами-членами может облегчить онлайн-транзакции и устранить расходы, связанные с переводом. Это является важным, учитывая, что пять из шести ведущих стран трансграничной электронной торговли в ЕС (Люксембург, Мальта, Австрия, Бельгия и Ирландия) имеют общий язык как минимум с одним соседним государством.
В-третьих, наличие различных правил, регулирующих торговые операции, и национальные особенности систем налогообложения создают барьеры для развития онлайн-торговли между странами. Основными проблемами считаются связанные с НДС бухгалтерские и административные расходы и сложные процедуры регистрации и декларирования косвенного налога. В декабре 2017 года Европейский союз принял ряд мер по улучшению и упрощению работы НДС для онлайн-компаний, которые постепенно вступят в силу к 2021 году и обеспечат уплату налога в государстве-члене конечного потребителя.
Другими барьерами, которые выделяют авторы являются блокировка услуг в определённой географической зоне и значительная распространённость на европейском рынке таких глобальных торговых площадок, как Ebay, Amazon, AliExpress и т.д. По мнению авторов, создание общеевропейских торговых площадок безусловно, способствовало бы развитию трансграничной электронной коммерции в Европе, а также открыло бы онлайн-рынок Европейского союза для остального мира.
Авторы приходят к выводу, что Европейский союз все еще далек от Единого цифрового рынка по причине наличия ряда барьеров между странами. По мнению авторов, вторая Директива о платежных услугах (PSD2) и Общий регламент защиты данных (GDPR), а также выход Великобритании из ЕС значительно повлияют на развитие трансграничной электронной торговли в Европейском союзе.
[1] Kalinic, Z., Rankovic, V., Kalinic L. Challenges in Cross-Border E-commerce in the European Union, Zeszyty
Naukowe. Vol. 5. Issue 955. 2018. Pp. 159-170. https://doi.org/10.15678/ZNUEK.2018.0977.0510