Россия и ВТО: присоединение и его последствия / Текущая аналитика / Аннотация на статью ‘Anti?development Impacts of Tax?Related Provisions in Proposed Rules on Digital Trade in the WTO’

Аннотация на статью ‘Anti?development Impacts of Tax?Related Provisions in Proposed Rules on Digital Trade in the WTO’

Статья ‘Anti-development Impacts of Tax-Related Provisions in Proposed Rules on Digital Trade in the WTO’ была написана Джеймсом Дебора и опубликована в журнале ‘Development’ 20 сентября 2019 года[1].

Данная работа исследует вопрос влияния представленных некоторыми странами-членами ВТО правил, регулирующих цифровую торговлю, включая вопросы налогообложения крупных цифровых ТНК, на социально-экономические аспекты развития стран Юга и реализацию ими целей устойчивого развития. Предложенные членами ВТО правила ставят под угрозу возможность развивающихся стран взимать налоги с цифровых компаний, которые являются значительным источником пополнения государственного бюджета. По мнению автора, под предлогом новых переговоров по «электронной торговле» крупнейшие ТНК стремятся создать условия, при которых государства не могли бы устанавливать тарифы на международные торговые операции и взимать налоги на прибыль корпораций. Так, проблемы размывания налогооблагаемой базы и уклонения ТНК от уплаты налогов являются одним из ключевых предметов исследования.

Автор приводит подробный анализ возможных последствий положений, касающихся как торговых тарифов, так и взимания корпоративных налогов, на развивающиеся страны. Предложения по снижению тарифов для корпораций включают следующие положения:

  • Установление постоянного моратория на введение таможенных пошлин на электронные товары;
  • Повышение минимальных пороговых значений на торговлю мелкими пакетами;
  • Отмена тарифов на продукты информационных технологий.

Д. Дебора заключает, что данные меры могут нанести значительный ущерб экономическому развитию развивающихся стран. Во-первых, основное бремя от введения постоянного моратория будет ложиться на страны-импортеры электронных товаров, пока такие компании, как Netflix, Amazon, You-Tube, Apple, будут пополнять свои доходы от нулевого тарифа прямо из бюджета развивающихся стран. Уже сейчас оценивается, что подобный запрет на введение барьеров составляет 8 млрд долларов ущерба для развивающихся стран 0,2 млрд долларов для развитых соответственно. Во-вторых, страны Юга также могут значительно пострадать в случае универсализации правил на торговлю мелкими пакетами, основными бенефициарами которых стали бы страны с развитыми индустриями экспресс-доставки (США, Китай и т.д.). В-третьих, требования присоединиться к Соглашению об информационных технологиях в рамках переговоров о цифровой торговле привело бы к устранению местных ИТ-отраслей и к потере значительных доходов от тарифов на сотни ИТ-продуктов в развивающихся странах.

Не менее важно отметить и положения, касающиеся налогообложения корпоративной прибыли:

  • Запрет на требования правительств по передаче технологий;
  • Запрет на требования «раскрытия исходного кода»;
  • Запреты на локализацию данных и требование постоянного присутствия.

Как и ранее, автор доказывает, что установление положений, относящиеся к взиманию корпоративных налогов, также, имеет серьезные последствия для стран Юга. Во-первых, стремление сторонников переговоров о цифровой торговли усилить правовую защиту прав интеллектуальной собственности идет вразрез со статьей 66.2 Соглашения по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности, которая требует передачу развитыми странами технологий развивающимся с целью сокращения цифрового разрыва. Вместо того, чтобы способствовать передаче технологий, фактические положения переговоров сделают запатентованные технологии еще более недоступными для развивающихся стран. Во-вторых, ограничение правительств на требования к раскрытию исходного кода сделает процедуру уклона от уплаты налогов более доступной для ТНК.
В-третьих, запрет на локальное хранение данных устранит возможность проводить налоговую проверку об уплате налогов на прибыль ТНК. Наконец, стремление корпораций получить право работать на территории любой страны, нивелируя требование физического присутствия, также создает условия для развития проблемы уклона от уплаты налогов, тем самым значительно влияя на бюджетные поступления стран Юга.

Таким образом, согласие с новыми правилами цифровой торговли в ВТО закрепит налоговую политику с потенциально разрушительными последствиями для бюджетных доходов, необходимых для развития развивающихся стран, и серьезно ограничит их инвестиций в цифровую индустриализацию в будущем.


[1] Deborah, J. Anti?development Impacts of Tax?Related Provisions in Proposed Rules on Digital Trade in the WTO. Development. Vol. 62. 2019. Pp. 58-65. https://doi.org/10.1057/s41301-019-00205-4

Россия и ВТО: присоединение и его последствия

Кафедра мировой экономики экономического факультета Санкт-Петербургского государственного университета, которая является единственным в России и на постсоветском пространстве институциональным партнером Всемирной торговой организации и реализует проект "Кафедра ВТО", при поддержке Министерства иностранных дел Великобритании представляет Вашему вниманию информационный портал "Россия и ВТО: оптимизация последствий присоединения". Он призван обеспечить надлежащую подготовку правительства, таможенной службы и бизнес-сообщества в Северо-Западном и других регионах России к операционным изменениям и изменениям в регулировании, которых требует присоединение России к ВТО.