Россия и ВТО: присоединение и его последствия / Текущая аналитика / Аннотация Маржохова Мурата к статье "Дональд Трамп о выгодах Транс-Тихоокеанского Партнерства для Китая"

Аннотация Маржохова Мурата к статье "Дональд Трамп о выгодах Транс-Тихоокеанского Партнерства для Китая"

В статье отмечается, что в ходе президентских дебатов Дональд Трамп раскритиковал Транс-Тихоокеанское Партнерство (ТПП), утверждая, что Китай будет его использовать, чтобы «всех перехитрить». По мнению Д. Трампа, Китай может использовать «лазейки» в соглашении о партнерстве.

Автор статьи считает, что Транс-Тихоокеанское Партнерство дает возможность Китаю и другим странам, не являющимися сторонами данного партнерства, извлечь из него выгоду.

ТПП и другие соглашения о свободной торговле позволяют участникам совершать экспортно-импортные операции в торговле товарами без уплаты таможенной пошлины. В современном мире ресурсы часто добываются в одной стране, затем они поступают через цепочку поставок в другую страну и используются в конечном продукте в третьей стране.

ТПП включает в себя раздел «правила происхождения», который определяет, подпадает ли конечный товар под категорию беспошлинных товаров. Это особенно важно для стран Юго-Восточной Азии, таких как Вьетнам или Малайзия, которые получают значительную часть материалов и полуфабрикатов для производства товаров из Китая.

Согласно разделу о «правилах происхождения», все материалы, которые используются при производстве товара (за исключением минимального порога в 10%), должны происходить из стран – участников ТПП. Однако существует множество исключений и широкий набор методов подсчета этой доли. Как раз через подобные «лазейки» в договоре Китай и сможет беспошлинно поставлять товары в страны ТПП.

На данный момент США имеют возможность устанавливать высокие импортные пошлины и сборы для товаров из Китая. Однако в рамках ТПП многие товары могут включать до 60% промежуточных продуктов из стран вне ТПП. Например, зеленый чай может иметь не менее 40% «региональной стоимости», т.е. промежуточных продуктов, произведенных в странах ТПП. При этом имеется в виду не 40% содержания продукта, а 40% стоимости материалов, которая включает в себя транспортировку, переработку и др.

Слабость правил происхождения особенно очевидны в автомобильной промышленности, у которой свой метод оценки «себестоимости». Если в рамках НАФТА в определенной стране для маркировки «сделано в данной стране» должно быть произведено 62,5% стоимости автомобиля, то в рамках ТПП эта цифра снижается до 45%. Дополнительный перечень материалов может иметь статус происхождения стран ТПП, несмотря на их фактическое происхождение, что снижает долю до 35%. Получается, что автомобиль может быть маркирован надписью «сделано в США», несмотря на то, что большая часть произведена в Китае.

Правила происхождения для текстильной промышленности, по мнению автора статьи, являются более строгими. Они включают список «дефицитных товаров», позволяющий странам ТПП импортировать материалы из стран вне ТПП, если наблюдается «нехватка» этого товара в самой стране и других странах партнерства. Этот список включает в себя около 200 различных материалов, в том числе определенные типы хлопка, которые могут поставляться из Китая и получать льготный режим.

Автор статьи отмечает, что целый ряд «лазеек» дают возможность Китаю беспошлинно поставлять значительные объемы автозапчастей и других материалов в страны ТПП по более низким ценам.

 

Россия и ВТО: присоединение и его последствия

Кафедра мировой экономики экономического факультета Санкт-Петербургского государственного университета, которая является единственным в России и на постсоветском пространстве институциональным партнером Всемирной торговой организации и реализует проект "Кафедра ВТО", при поддержке Министерства иностранных дел Великобритании представляет Вашему вниманию информационный портал "Россия и ВТО: оптимизация последствий присоединения". Он призван обеспечить надлежащую подготовку правительства, таможенной службы и бизнес-сообщества в Северо-Западном и других регионах России к операционным изменениям и изменениям в регулировании, которых требует присоединение России к ВТО.