Аннотация Мандзюка Антона на статью Сергея Сутырина и Александра Погорлецкого «Налогообложение международной электронной торговлии: Российские особенности»
Alexander Pogorletskiy and Sergei Sutyrin в своей статье «Taxation of international e-trade: Russian particularities» анализируют особенности налогового регулирования межграничных операций электронной торговли в Российской Федерации. Авторы отмечают, что, учитывая относительно малый вклад электронной торговли в общий товарооборот и необходимость поддержки роста электронной коммерции, применение средних или низких ставок налогов будет более выгодным для роста ВВП и экономики, чем увеличение налоговых сборов. Согласно данным Центрального банка России, несмотря на то, что электронный товарооборот составил 4% от общего объем розничной торговли в РФ в 2018, объем трансграничных сделок показал стремительный рост. Число электронных международных продаж выросло на 20% в год, составив 27% от всего рынка электронной торговли России. Согласно мнению авторов, поддержание текущего умеренного уровня налогов на электронные операции приведет к дальнейшему стимулированию роста данного рынка, а также, учитывая влияние эффекта экономии от масштаба, стремительное появление и рост более крупных компаний способно привести к дополнительным преимуществам для фискальной политики и общему увеличению налоговых поступлений в государственный бюджет.
Переходя к определению специфики применения налоговых сборов для рынка электронной торговли в Российской Федерации, авторы отмечают необходимость разделения трансграничных электронных операций на транзакции материальных товаров и транзакции электронных товаров и услуг. В первом случае, авторы указывают удаленное приобретение материальных товаров на специализированных интернет-магазинах и площадках, где доставка товаров происходит механически с использованием электронного платежа или оплаты курьеру (представителю продавца). Во втором случае, речь идет об удаленном приобретении виртуального контента (включая электронные услуги) и его последующий заказ, оплату и доставку, которые осуществляются с помощью использования современных средств и технологий коммуникаций. Авторы отмечают, что несмотря на возможность определения движения товаров и применение косвенных налогов, проблемными местами в налоговом регулировании для электронных транзакций материальных товаров является контроль за деятельностью продавца. В свою очередь, для транзакций с электронными товарами и услугами диджитализация торговых операций усложняет процесс контроля, в частности самого факта поступления электронного контента покупателю.
Таким образом, для первого и второго типа операций возникают различные налоговые последствия. Авторы приходят к выводу, что таможенные и акцизные сборы более важны для материальных товаров, а налог на добавленную стоимость (НДС) на импорт оказывает сильное влияние для транзакций с электронными товарами и услугами.
Источник:
Сутырин, С. Ф. & Погорлецкий, А. И., 2021, Adapting to the digital trade era: challenges and opportunities. Smeets, M. (ред.). Geneva: World Trade Organization, стр. 178-191
https://www.wto.org/english/res_e/booksp_e/12_adtera_chapter_08_e.pdf