Аннотация Любомира Грозданова на статью A. Стэнзел и А. Кратц “Китай и будущее инициативы 16+1: проблемы и испытания”
Статья повествует о текущих инициативах КНР и в особенности о препятствиях, с которыми он столкнулся в тот момент, когда начал продвигать свои инвестиции в Европе. Несмотря на то, что Европейский союз – один из наиболее важных экономических и торговых партнеров и конечная точка масштабной инициативы Китая «Один пояс – один путь», на страны Центральной и Восточной Европы (ЦВЕ) приходится относительно небольшая часть этих двусторонних отношений. Вместе тем, китайские экономические инициативы стали всё более концентрироваться на странах ЦВЕ. Экономические показатели, рассматриваемые авторами, говорят о том, что в течение периода с 2009 по 2014 год торговые отношения между странами ЦВЕ и Китаем росли более высокими темпами, чем между Китаем и остальной частью Европы. В 2014 году, торговля между Китаем и ЦВЕ была на 86% больше чем в 2009 году. При этом некоторые члены Европейского союза начали в последнее время опасаться увеличения инвестиционной активности Китая. Большое внимание в рассматриваемой статье уделяется тому, что регион ЦВЕ является привлекательным для Китая в целом и в рамках проекта «Один пояс – один путь» в частности, как с геополитической точки зрения, так и благодаря его высококвалифицированной, но в то же время дешевой рабочей силе и его открытости к торговле и инвестициям.
По ходу статьи, авторы обращают внимание на то, что формат „16+1“ достигает некого прогресса в укрепляющем диалоге и сотрудничестве между Китаем и странами ЦВЕ. Главы элит участвующих стран встречаются ежегодно, и результаты этих встреч воплощаются в принимаемых соглашениях. В ходе пятого саммита, состоявшегося в Риге в 2016 году, Китайский премьер Ли Кэцян официально объявил об организации инвестиционный фонд в размере 10 миллиардов евро для финансирования инфраструктурных проектов и увеличения производственного потенциала.
В рассматриваемой статье анализируются проблемы и трудности, которые Китайское правительство встречает в своей деятельности. Во-первых, уровень сотрудничества между Китаем и участниками ЦВЕ не сбалансирован от страны к стране, которые, кроме того по ряду параметров существенно отличаются друг от друга. Во-вторых, обращает на себя внимание тот факт, что данный формат вызывает определенное беспокойство у институтов ЕС и других членов группировки. Их тревожит, что формат может быть использован Пекином для того, чтобы внести раскол в ЕС. В этой связи отмечается, что инвестиционные сделки, заключенные странами ЦВЕ с Китаем, могут идти в разрез с руководящими принципами ЕС. В-третьих, существует угроза реализации внутри самого формата „16+1“ принципа „разделяй и властвуй“. Действительно, Китай укрепляет двусторонние отношения лишь с некоторыми из 16 стран, и, уделяет больше внимание одним государствам, чем другим. В 2016 году, Чехия не только удостоилась первого визита президента КНР, но и оказалась в данном отношении первой среди стран ЦВЕ. Румынию и Сербию также посетили высокопоставленные бизнес-делегации из Китая, пообещавшие первой из них 6 миллиардов евро. Авторы высказывают мнение о том, что некоторыми из стран ЦВЕ инициатива „16+1“ может интерпретироваться как «15+1+1» или даже «1+1+1+1». А это ставит под вопрос существования формата в целом.
В заключение авторы еще раз подчеркивают, что развитие отношений между ЦВЕ и Китаем не может рассматриваться отделено от стратегической китайской инициативы “Один пояс – один путь”, в рамках которой регион занимает сое особое место.
Источник: Agatha Kratz & Angela Stanzel China’s investment in influence: the future of 16+1 cooperation http://www.ecfr.eu/publications/summary/chinas_investment_in_influence_the_future_of_161_cooperation7204