Россия и ВТО: присоединение и его последствия / Текущая аналитика / Аннотация Любомира Грозданова к статье Элеаноры Альберт «Китай делает ставку на «мягкую силу»

Аннотация Любомира Грозданова к статье Элеаноры Альберт «Китай делает ставку на «мягкую силу»

Недавно была опубликована статья Элианоры Альберт, которая была крайне озабочена попытками Китая укрепить свои международный имидж и влияние. Автор рассматривает разнообразные инструменты и приёмы, использованные китайским правительством для оказания влияния на остальной мир путём так называемой “Мягкой силы”, указывая на слабые и сильные стороны этих действий.

«Мягкая сила», это введенный в 1990 году учёным Гарвардского университета Джозефом Найем термин , который подразумевает под собой возможности одного государства заставить другое “желать, то, чего оно само хочет”. Най подчеркивает, что представление государства о легитимности, привлекательность его идеологии и культуры и социальные установки играют важную роль в формировании международной политики.

Основная идея статьи – показать, как Китай пытается использовать данную концепцию для продвижения себя в качестве мирового лидера. Автор даёт некоторую историческую справку и пишет, что высшие чиновники и представители академического сообщества стали делать акцент на важности китайской культуры уже в 1990-х и в начале 2000-х годов. Месте с тем, частью государственной политики „мягкая сила“ стала только после XVII-го Национального Конгресса китайской коммунистической партии в 2007 году.

Для характеристики рассматриваемого процесса автор, в частности, использует статистические данные, в то время отмечая, что совокупные затраты по осуществлению кампании „мягкой силы” трудно определить точно. Тем не менее, по мнению ряда экспертов, ее стоимость оценивается в миллиарды долларов. Автор ссылается на исследование, проведённое Девидом Шамбауа из Университета Джорджа Вашингтона, по мнению которого, Китай ежегодно тратит на указанные цели приблизительно 10 миллиардов долларов, в результате чего данная программа формирования имиджа считается самым дорогим в мире проектом, спонсируемым государством. Для сравнения, США ежегодно тратят на публичную дипломатию около 700 млн. долларов.

Статья содержит данные о культурном обмене Китая с зарубежными странами, включая студенческий обмен и открытие Институтов “Confucius” по всему миру, об использовании каналов средств массовой информации. В условиях дефицита количественных показателей оценки «мягкой силы» эксперты часто обращаются к опросу общественного мнения, чтобы выявить мнение других стран о Китае. После проведенного исследования оказалось, что усилия Китая в данном случае не способствовали достижению желанного эффекта.

Автор пытается объяснить, как далеко Китай мог бы зайти в этой дорогостоящей игре, и заслуживает ли оно того. В заключительной части статьи Э. Альберт обращает внимание на некий диссонанс между имиджем, формируемым Китаем в глазах мирового сообщества и определенными аспектами его политики, в частности в области прав человека.

Источник: Eleanor Albert China’s Big Bet on Soft Power https://www.cfr.org/backgrounder/chinas-big-bet-soft-power

Россия и ВТО: присоединение и его последствия

Кафедра мировой экономики экономического факультета Санкт-Петербургского государственного университета, которая является единственным в России и на постсоветском пространстве институциональным партнером Всемирной торговой организации и реализует проект "Кафедра ВТО", при поддержке Министерства иностранных дел Великобритании представляет Вашему вниманию информационный портал "Россия и ВТО: оптимизация последствий присоединения". Он призван обеспечить надлежащую подготовку правительства, таможенной службы и бизнес-сообщества в Северо-Западном и других регионах России к операционным изменениям и изменениям в регулировании, которых требует присоединение России к ВТО.