Аннотация Лады Ветер на статью Л. Касье, Р. Фразер, М. Халль, Р. Вульф «Проливая свет на топливные субсидии в ВТО: как неправительственные организации могут способствовать системе уведомления и контроля в ВТО?»
Субсидии в отрасли энергетики могут как способствовать устойчивому развитию, так и подрывать его, представляя угрозу для перехода к экологически-чистым технологиям. Более того, эти субсидии обременяют государственные бюджеты, поощряют избыточное потребление, создают колебания на рынке ресурсов, и часто не достигают первоначальных целей; они имеют способность негативно влиять на рынок топлива, распределение ресурсов и торговые потоки не только в энергоемких отраслях. Понятие субсидий в рамках ВТО основывается на юридически взаимных обязательствах, направленных на улучшение условий многосторонней торговли, в то время как другие международные организации имеют свою дискрецию для определения субсидий, сформированную для аналитических целей или целей внутренней политики того или иного государства (как в случае с МВФ).
Подход к понятию субсидии Международного энергетического агентства (МЭА) основан на ценовой разнице, в соответствии с которым конечная цена топлива для потребителей сравнивается с минимальной импортной ценой. В статье также рассматриваются подходы МВФ, Большой Двадцатки, ВТО. Всемирная торговая организация борется с мерами регулирования топливных субсидий: с одной стороны, субсидии приводят к деформации торговли, а с другой, они могут служить полезным инструментом экономических и социальных целей.
Механизм обзора торговой политики (TPRM) в ВТО служит альтернативным форумом для генерирования информации о топливных субсидиях. Главная задача TPRM - способствовать слаженному функционированию международной торговой системы и повышению транспарентности действий членов организации. TPRM выпускает три вида отчетных документов: регулярные Обзоры торговой политики для каждого из членов ВТО, Ежегодные обзоры состояния торговой системы, Доклады о результатах мониторинга мер, принятых в ответ на финансовые кризисы. В этих отчетах субсидии определяются как Общие меры экономической поддержки (англ. General Economic Support Measures), а сами документы основаны на нотификациях стран-членов ВТО, верифицированных данных из официальных и неофициальных источников. Все три вида отчетных документов имеют специальный раздел, посвященный топливным субсидиям. Неправительственные организации (НПО) в таком случае выступают как сторонние источники информации (третьи лица и независимые исследователи).
В ВТО НПО могут служить в качестве посредников, которые помогают облегчить дискуссии между странами и способствовать эффективности политики субсидий, а также в качестве «amicus curiae» (независимой стороны-эксперта), если возникает торговый спор. Имея более полные и всеобъемлющие данные, неправительственные организации помогают торговым переговорам по поводу энергетических субсидий.
Источник: LIESBETH CASIER, ROBIN FRASER, MARK HALLE and ROBERT WOLFE (2014) Shining a light on fossil fuel subsidies at the WTO: how NGOs can contribute to WTO notification and surveillance // World Trade Review, Volume 13, Issue 04, pp 603 – 632, http://journals.cambridge.org/abstract_S1474745614000226