Россия и ВТО: присоединение и его последствия / Текущая аналитика / Аннотация Кристины Осипенко на доклад кризисной группы по Европе и Центральной Азии №240 «Евразийский экономический союз: власть, политика и торговля»

Аннотация Кристины Осипенко на доклад кризисной группы по Европе и Центральной Азии №240 «Евразийский экономический союз: власть, политика и торговля»

Как пишут авторы доклада, Евразийский экономический союз (ЕАЭС), образованный в 2015 году Россией, Беларусью, Казахстаном, Кыргызстаном и Арменией может стать первой успешной инициативой на постсоветском пространстве, которая позволит снять торговые барьеры и обеспечить экономическую интеграцию региона. Сторонники ЕАЭС, считают, что он является инструментом  для диалога с международными партнерами, в частности, с Европейским союзом (ЕС). Критики же, напротив, видят в нем дестабилизирующий проект, который позволяет России усилить свое доминирование на постсоветском пространстве и ограничивает связи остальных стран-участниц с Западом. Позиция ЕС схожа с позицией критиков. Более того, она ужесточилась после отказа Армении подписать соглашение об ассоциации с ЕС и аннексии Крыма Россией.

Согласно статье, ЕАЭС это не только экономический проект, который дает странам-участницам  преимущества в области трансграничной торговли и позволяет упростить трудовую миграцию, но и проект, который создает экономические риски в связи с повышением внешнеторговых тарифов и возможным отказом от ориентации экономики на глобальные рынки. Несмотря на сомнительные, по мнению авторов доклада, успехи союза с экономической точки зрения, исследователи отмечают и некоторые положительные аспекты данного проекта интеграции. Например,  улучшение  правового статуса трудовых мигрантов внутри ЕАЭС и выгода в долгосрочной перспективе при гармонизации таможенного и торгового регулирования.

Авторы рассматривают роль ЕАЭС в региональной политике, при этом основное внимание сосредоточенно на отношениях с ЕС.  Важную роль здесь играет Россия, которой не стоит использовать блок в целях политического доминирования в регионе или конфронтации с Западом. На сегодняшний день вероятность сотрудничества ЕАЭС и ЕС очень мала из-за политических  противоречий и отношения к России, и, по мнению авторов,  говорить о взаимодействии на высоком уровне  можно будет лишь после серьезных изменений в российской политике, как на Украине, так и в других регионах. Более того, такое сотрудничество может послужить как укреплению, так и ослаблению возможностей более мелких стран-участников ЕАЭС самостоятельно определять двусторонние отношения с ЕС. Также, экономические партнерства с третьими странами будут становиться более привлекательными и потенциально могут привести к напряженности между Россией и остальными участниками блока.

В заключение, авторы дают некоторые рекомендации и выделяют  основные события, которые определят успех ЕАЭС как регионального блока:

  • Открытость внешнему миру
  • Уход от геополитики
  • Упор на государственное управление
  • Акцент на социальное благосостояние и миграцию
  • Совершенствование институтов

Упомянутые выше события поспособствуют стабилизации и процветанию. Однако, на сегодняшний день, странам ЕАЭС не хватает политической воли для проведения реформ в области политики.

 

Источник: The Eurasian Economic Union: Power, Politics and Trade. Crisis Group Europe and Central Asia Report №240, Brussels, 20 July 2016. Retrieved from: https://d2071andvip0wj.cloudfront.net/240-the-eurasian-economic-union-power-politics-and-trade.pdf

Россия и ВТО: присоединение и его последствия

Кафедра мировой экономики экономического факультета Санкт-Петербургского государственного университета, которая является единственным в России и на постсоветском пространстве институциональным партнером Всемирной торговой организации и реализует проект "Кафедра ВТО", при поддержке Министерства иностранных дел Великобритании представляет Вашему вниманию информационный портал "Россия и ВТО: оптимизация последствий присоединения". Он призван обеспечить надлежащую подготовку правительства, таможенной службы и бизнес-сообщества в Северо-Западном и других регионах России к операционным изменениям и изменениям в регулировании, которых требует присоединение России к ВТО.