Аннотация Кристины Осипенко на доклад кризисной группы по Европе и Центральной Азии №240 «Евразийский экономический союз: власть, политика и торговля»
Как пишут авторы доклада, Евразийский экономический союз (ЕАЭС), образованный в 2015 году Россией, Беларусью, Казахстаном, Кыргызстаном и Арменией может стать первой успешной инициативой на постсоветском пространстве, которая позволит снять торговые барьеры и обеспечить экономическую интеграцию региона. Сторонники ЕАЭС, считают, что он является инструментом для диалога с международными партнерами, в частности, с Европейским союзом (ЕС). Критики же, напротив, видят в нем дестабилизирующий проект, который позволяет России усилить свое доминирование на постсоветском пространстве и ограничивает связи остальных стран-участниц с Западом. Позиция ЕС схожа с позицией критиков. Более того, она ужесточилась после отказа Армении подписать соглашение об ассоциации с ЕС и аннексии Крыма Россией.
Согласно статье, ЕАЭС это не только экономический проект, который дает странам-участницам преимущества в области трансграничной торговли и позволяет упростить трудовую миграцию, но и проект, который создает экономические риски в связи с повышением внешнеторговых тарифов и возможным отказом от ориентации экономики на глобальные рынки. Несмотря на сомнительные, по мнению авторов доклада, успехи союза с экономической точки зрения, исследователи отмечают и некоторые положительные аспекты данного проекта интеграции. Например, улучшение правового статуса трудовых мигрантов внутри ЕАЭС и выгода в долгосрочной перспективе при гармонизации таможенного и торгового регулирования.
Авторы рассматривают роль ЕАЭС в региональной политике, при этом основное внимание сосредоточенно на отношениях с ЕС. Важную роль здесь играет Россия, которой не стоит использовать блок в целях политического доминирования в регионе или конфронтации с Западом. На сегодняшний день вероятность сотрудничества ЕАЭС и ЕС очень мала из-за политических противоречий и отношения к России, и, по мнению авторов, говорить о взаимодействии на высоком уровне можно будет лишь после серьезных изменений в российской политике, как на Украине, так и в других регионах. Более того, такое сотрудничество может послужить как укреплению, так и ослаблению возможностей более мелких стран-участников ЕАЭС самостоятельно определять двусторонние отношения с ЕС. Также, экономические партнерства с третьими странами будут становиться более привлекательными и потенциально могут привести к напряженности между Россией и остальными участниками блока.
В заключение, авторы дают некоторые рекомендации и выделяют основные события, которые определят успех ЕАЭС как регионального блока:
- Открытость внешнему миру
- Уход от геополитики
- Упор на государственное управление
- Акцент на социальное благосостояние и миграцию
- Совершенствование институтов
Упомянутые выше события поспособствуют стабилизации и процветанию. Однако, на сегодняшний день, странам ЕАЭС не хватает политической воли для проведения реформ в области политики.
Источник: The Eurasian Economic Union: Power, Politics and Trade. Crisis Group Europe and Central Asia Report №240, Brussels, 20 July 2016. Retrieved from: https://d2071andvip0wj.cloudfront.net/240-the-eurasian-economic-union-power-politics-and-trade.pdf