Россия и ВТО: присоединение и его последствия / Текущая аналитика / Аннотация Кононенко Дарьи на статью Е.Н. Смирнова и Е.А. Карелиной «Регулирование международной торговли в условиях цифровой экономики: новая парадигма регулирования»

Аннотация Кононенко Дарьи на статью Е.Н. Смирнова и Е.А. Карелиной «Регулирование международной торговли в условиях цифровой экономики: новая парадигма регулирования»

Развитие Интернета, а также трансграничные потоки данных между странами привели к изменению подходов к традиционным отраслевым барьерам для выхода на рынок и формам трансграничного технологического обмена. Основные тенденции развития и проблемы регулирования международного обмена в контексте цифровизации и продолжающегося изменения структуры трансграничной цифровой торговли обуславливают актуальность данного исследования. Авторы статьи обосновывают необходимость совершенствования режимов международной торговли в отношении трансграничного обмена данными, а также выявляют преимущества цифровизации для развития международной торговли.

Авторы акцентируют внимание на том, что необходимость разработки новых подходов к регулированию международной торговли в цифровой среде обусловлена сбоями рынка, которые могут возникать из-за злоупотребления технологическими гигантами своим монопольным положением на рынке и использования ими недобросовестной торговой практики. Поэтому устранение подобных сбоев требует разработки скоординированной на международном уровне политики в области цифровой торговли.

В статье также выделяются важные аспекты многостороннего регулирования международной торговли в эпоху цифровизации. Одним из таких аспектов является необходимость ведения переговоров с глобальными цифровыми платформами, которые помогут создать конкурентоспособные цифровые отрасли в развивающихся странах. Данный аспект обусловлен введением ограничений развивающими странами на товары, которые глобальные онлайн-платформы могут продавать внутри страны с целью увеличения своей доли на глобальных рынках.

Еще одним немаловажным аспектом является поощрение отдельных стран отказаться от стратегий локализации данных путем разработки и реализации альтернативных стратегий регулирования в рамках ВТО. Стратегия локализации данных, т. е. «ограничения» их в пределах национальных границ (ограничения на трансграничную электронную торговлю и онлайн-платежи, барьеры для торговли криптовалютами, ограничения на использование искусственного интеллекта), получила широкое распространение в регулировании трансграничных потоков данных. Такая стратегия приводит к значительным издержкам для экономики, о чем свидетельствует опыт стран с активной политикой локализации данных (Китай, Индия, Бразилия, Республика Корея, страны ЕС). Эти страны руководствуются соображениями, что локализация данных оказывает положительную роль в развитии высокотехнологичных отраслей.

Несмотря на все сложности регулирования международного обмена в контексте цифровизации, ВТО постепенно адаптирует торговую политику, и в 2019 году 76 стран-членов начали переговоры о трансграничной электронной торговле, сохраняя приоритет тарифного моратория на электронные транзакции США и развитых стран Европейского Союза.

Источник: Evgenii N. Smirnov, Ekaterina A. Karelina Regulation of International Trade in the Digital Economy: a New Regulatory Paradigm // Trade policy (Торговая политика). 2020. № 4 (24). https://cyberleninka.ru/article/n/regulation-of-international-trade-in-the-digital-economy-a-new-regulatory-paradigm

Россия и ВТО: присоединение и его последствия

Кафедра мировой экономики экономического факультета Санкт-Петербургского государственного университета, которая является единственным в России и на постсоветском пространстве институциональным партнером Всемирной торговой организации и реализует проект "Кафедра ВТО", при поддержке Министерства иностранных дел Великобритании представляет Вашему вниманию информационный портал "Россия и ВТО: оптимизация последствий присоединения". Он призван обеспечить надлежащую подготовку правительства, таможенной службы и бизнес-сообщества в Северо-Западном и других регионах России к операционным изменениям и изменениям в регулировании, которых требует присоединение России к ВТО.