Аннотация Колобовой Валерии на статью Сами Бенсасси «Приведёт ли таяние арктических ледников к увеличению объёмов международной торговли?»
Таяние ледников в Арктике, активность российских добывающих компаний в регионе и увеличение объёмов инвестирования в развитие соответствующей инфраструктуры обусловили возрождение интереса к Северному морскому пути (СМП) как главной судоходной магистрали в Арктике. В международной торговле СМП рассматривается в качестве альтернативы Суэцкому каналу, поскольку данный маршрут на 3000 км короче и транспортировка по нему занимает на 10 дней меньше. В последние годы товарооборот через СМП постепенно увеличивается, а количество проходящих через его акваторию судов растёт. Однако темпы такого роста весьма скромны, в связи с чем авторы настоящей статьи задаются вопросом, какую роль СМП действительно способен сыграть в увеличении объёмов торговли между Европой и Азией, даже при условии ускоренного таяния арктических льдов. Для ответа на этот вопрос авторы совмещают модели прогнозов ледового покрова в Арктике с экономическим анализом возможных объёмов торговли между странами. Ввиду того, что климатические процессы протекают сравнительно медленно, в своём исследовании авторы рассматривают продолжительный временной горизонт – до конца 21 века.
На первом шаге исследования авторы определяют количество месяцев, в течение которых СМП будет открыт для навигации. Для этого рассматривается несколько сценариев с различными уровнями выбросов парниковых газов, укоряющих процессы таяния льда. Авторы вычисляют, что при наиболее агрессивном сценарии (с максимальными объёмами выбросов) коммерческие суда смогут перемещаться по Северному пути без сопровождения ледоколов только к концу 21-ого века и только в течение шести месяцев (с июля по декабрь).
Далее, авторы строят гравитационную модель, позволяющую оценить потенциал СМП в увеличении торговли между Европой и Азией. В данной модели зависимой переменной выступают объёмы экспорта/импорта между странами i и j в период t. Увеличение объёмов валового внутреннего продукта экспортёра/импортёра приводит к росту торговли между странами, в то время как рост торговых издержек оказывает негативное влияние на внешнеторговый оборот. Под торговыми издержками авторы понимают стоимость и дистанцию транспортировки, уровень которых зависит от таких факторов, как величина таможенных пошлин, наличие общей границы между странами, общего языка и т.д.
По результатам совмещения обоих методов авторы приходят к выводу, что при толщине льда в Арктике в 15 см и менее либо при покрытии арктической зоны льдами на 15% достигается наибольший транзитный потенциал СМП. Однако даже при таких условиях, прогнозируют авторы, торговля между Европой и Азией вырастет лишь на 7% к концу 21-ого века. При этом ежегодные темпы роста торговли составят около 0,072%.
В данном исследовании авторы не учитывают такие препятствия для эксплуатации Северного морского пути как неудовлетворительное состояние портовой инфраструктуры, высокие транзитные и ледокольные сборы и дополнительные расходы на страхование. Однако включение данных параметров в модель привело бы к ухудшению приведённых в исследовании прогнозов в ещё большей степени, на основании чего можно заключить, что в ближайшее время СПМ не станет полноценной альтернативой Суэцкому каналу.
Источник: Bensassi, S., Stroeve, J. C., Mart?nez-Zarzoso, I., & Barrett, A. P. (2016). Melting ice, growing trade?. Elem Sci Anth, 4.
https://www.elementascience.org/articles/10.12952/journal.elementa.000107/