Россия и ВТО: присоединение и его последствия / Текущая аналитика / Аннотация Колобовой Валерии на статью Мониоса Дж. и Вильмсмайера Г. «Эволюция портовой системы – возникновения портов-хабов второго порядка»

Аннотация Колобовой Валерии на статью Мониоса Дж. и Вильмсмайера Г. «Эволюция портовой системы – возникновения портов-хабов второго порядка»

Увеличение вместимости контейнеровозов и, соответственно, объемов выгрузки при каждом заходе в порт делают невозможным эффективное управление при распределении грузопотоков, приводят к отсутствию эффекта от масштаба и децентрализации портовой системы. Всё чаще операторы контейнерных линий предпочитают использовать крупные фидерные суда для перевозки части грузов в порты-хабы второго порядка, откуда товары перегружаются на более мелкие фидеры для последующего обслуживания малых локальных портов.

В своей работе авторы предпринимают попытку дать определение порту-хаба второго порядка и выделить факторы, способствующие становлению данных портов. Также авторы преследуют цель определить, является ли порт-хаб второго порядка переходной фазой в развитии порта на пути его превращения в порт-хаб первого порядка либо же данная тенденция сигнализирует о возможном переходе к двухуровневой системе «хаб-энд-споук».

Авторы анализируют структуру портовой системы на восточном побережье Великобритании, западном побережье Южной и Центральной Америки и Китая. Порты в указанных регионах ранжируются на основании исторических данных по их пропускной способности с учетом мнения представителей ведущих судоходных компаний относительно будущих перспектив их развития.

В результате авторы определяют порт-хаб второго порядка как промежуточный элемент между традиционными портами-хабами и малыми региональными портами. Такие порты преимущественно специализируются на обслуживании локальных/региональных грузопотоков. Доля операций трансшипмента невелика, однако, может намечаться тенденция к её увеличению. На становление портов-хабов второго порядка оказывают влияние различные факторы. К пространственным факторам относятся глубина у причалов, развитость наземной инфраструктуры, наличие малых фидерных портов в непосредственной близости от порта-хаба второго порядка. С экономической точки зрения, важна оценка спроса, включающая ёмкость локального рынка и возможности захвата рынков, тяготеющих к соседним портам. К факторам предложения относятся возможность получения эффекта масштаба, увеличения вместимости крупных фидерных судов, заходящих из портов-хабов первого уровня. Стратегические факторы могут включать желание региональных перевозчиков создать собственную сеть линейного судоходства наряду с межконтинентальными контейнерными линиями, управляемыми основными альянсами.

По мнению авторов, порты-хабы второго порядка представляют собой новый этап в развитии децентрализованной портовой системы, которая закрепится в ближайшие десятилетия. Согласно прогнозам авторов, по мере роста популярности контейнерных судов средней вместимости определённые объёмы грузопотоков будут проходить в порты-хабы второго порядка напрямую - без необходимости предварительного захода в традиционные порты-хабы. Также при условии развитой наземной транспортной инфраструктуры порты-хабы второго порядка смогут обслуживать районы тяготения малых региональных портов, что приведёт к исчезновению некоторых их них.

Источник: Monios J., Wilmsmeier G., Ng A. K. Y. Port system evolution–the emergence of second-tier hubs //Maritime Policy & Management. – 2019. – Vol. 46. – №. 1. – P. 61-73.

https://proxy.library.spbu.ru:2449/doi/full/10.1080/03088839.2018.1468937

Россия и ВТО: присоединение и его последствия

Кафедра мировой экономики экономического факультета Санкт-Петербургского государственного университета, которая является единственным в России и на постсоветском пространстве институциональным партнером Всемирной торговой организации и реализует проект "Кафедра ВТО", при поддержке Министерства иностранных дел Великобритании представляет Вашему вниманию информационный портал "Россия и ВТО: оптимизация последствий присоединения". Он призван обеспечить надлежащую подготовку правительства, таможенной службы и бизнес-сообщества в Северо-Западном и других регионах России к операционным изменениям и изменениям в регулировании, которых требует присоединение России к ВТО.