Россия и ВТО: присоединение и его последствия / Текущая аналитика / Аннотация Колобовой Валерии на статью Лассерра Ф. и Беверидж Л. «Морской транспорт в Арктике: анализ намерений судовладельцев»

Аннотация Колобовой Валерии на статью Лассерра Ф. и Беверидж Л. «Морской транспорт в Арктике: анализ намерений судовладельцев»

В настоящее время изменение климата в Арктике является предметом горячей дискуссии среди представителей академических кругов и средств массовой информации. В существующей литературе представлено много работ, авторы которых проводят различные симуляции ледовой обстановки в водах Арктики, а также анализ возможных экономических последствий. Согласно результатам исследований, при выполнении определённых условий в ближайшей перспективе судоходство в Арктике технически возможно и коммерчески прибыльно. Делается ставка на то, что Северный морской путь может выступить альтернативой морскому маршруту через Суэцкий канал. Однако, несмотря на теоретическую привлекательность Северного морского пути, реальное количество транзитных рейсов по данной транспортной артерии невелико.

Авторы настоящей работы отмечают, что в предыдущих исследованиях имеется важное упущение: в частности, не анализируется, насколько плавание в арктических водах соответствует корпоративной стратегии участников перевозки, например, судовладельцев и судоходных компаний. В рамках данного исследования авторы разработали опросный лист , который был направлен представителям 245 судоходных компаний из Северной Америки, Европы и Азии. Ответы были получены от 189 компаний. 28% респондентов оперируют контейнерными судами и судами типа Ro-Ro, 22,8% - сухогрузами, 17,5% - танкерами, 20,6% - судами смешанного типа, 11,1% - многофункциональными судами. Респонденты отвечали на вопросы о коммерческом потенциале судоходства в Арктике, сопряженных затратах, рисках, проблемах навигационного обеспечения и систем мониторинга. Для интерпретации ответов применялись методы контент-анализа (категоризация, кодирование и фильтрация).

Авторы приходят к выводу, что вскрытие арктических вод ото льда в летний период и более короткий путь, измеренный в морских милях, по сравнению с Суэцким каналом не являются достаточными условиями для развития судоходства в Арктике. Так, например, большая часть морских перевозок грузов в направлении Европа-Азия приходится на контейнеры. Линейное судоходство зависит от фиксированного расписания и поставок по принципу «точно в срок», что невозможно обеспечить в условиях Арктики, принимая во внимание сезонность навигации. Из 189 компаний, принявших участие в исследовании, только 30 уже оперируют в Арктике, 18 выразили заинтересованность на будущую перспективу, в то время как 129 компаний не рассматривают возможность судоходства в Арктике в принципе. Многие из судоходных компаний полагают, что Арктика является нишевым, маленьким рынком, сопряженным со значительными политическими, коммерческими и климатическими рисками. Авторы резюмируют, что в ближайшее время не следует ожидать значительного увеличения транзитных грузопотоков по Северному морскому пути. Судоходство в регионе будет развиваться за счёт вывоза минерально-сырьевых ресурсов, а также обслуживания нужд жителей Арктической зоны РФ.

Источник: Lasserre, F., Beveridge, L., Fournier, M., T?tu, P. L., & Huang, L. (2016). Polar seaways? Maritime transport in the Arctic: an analysis of shipowners’ intentions. Journal of Transport Geography, 57(2016), 105-114.

https://proxy.library.spbu.ru:2068/science/article/pii/S0966692316302812

Россия и ВТО: присоединение и его последствия

Кафедра мировой экономики экономического факультета Санкт-Петербургского государственного университета, которая является единственным в России и на постсоветском пространстве институциональным партнером Всемирной торговой организации и реализует проект "Кафедра ВТО", при поддержке Министерства иностранных дел Великобритании представляет Вашему вниманию информационный портал "Россия и ВТО: оптимизация последствий присоединения". Он призван обеспечить надлежащую подготовку правительства, таможенной службы и бизнес-сообщества в Северо-Западном и других регионах России к операционным изменениям и изменениям в регулировании, которых требует присоединение России к ВТО.