Аннотация Колобовой Валерии на статью Герреро А. и Ксю Дж. «Проект «Один пояс – один путь» как потенциальный выигрыш в торговле для стран ЕС»
В 2013 году председатель КНР Си Цзиньпин дал старт полномасштабной инициативе под названием «Один пояс – один путь» (ОПОП). Авторы считают, что этот мегапроект направлен на развитие экономического сотрудничества между Китаем и странами Азии, Европы и Восточной Африки, а также на проведение совместной работы по финансированию и торговле, установление общественных и культурных связей. Одной из главных целей ОПОП является увеличение объёмов международной торговли через модернизацию инфраструктуры и сокращение транспортных издержек.
Авторы настоящей статьи выдвигают гипотезу, что Европейский союз, в частности, может получить ощутимые выгоды в торговле в рамках проектов ОПОП и ставят своей целью доказать данную гипотезу эмпирически.
Авторы строят гравитационную модель на основе данных для 137 стран (63 страны-участницы проекта ОПОП и 74 страны, не присоединившиеся к проекту). В качестве зависимой переменной выступает стоимостной объём экспорта между парой стран. Регрессорами являются уровень таможенных пошлин, издержки на железнодорожные, аэро, автомобильные и морские перевозки (как производные от расстояния между парой стран). Также модель включает фиктивные переменные: наличие общей границы, общей валюты, пост-колониальные отношения. Авторы доказывают, что со снижением транспортных издержек объёмы международной торговли увеличиваются. При этом наибольший прирост грузопотоков (в среднем 6%) приходится на страны ЕС. В результате снижения транспортных издержек объёмы торговли стран азиатского региона также растут, однако данный эффект несколько меньше (3%). Напротив, для стран, не являющихся участниками проекта ОПОП, отмечается небольшое снижение внешней торговли на 0,04%.
Далее авторы рассматривают возможность создания зоны свободной торговли (ЗСТ) между странами-участниками ОПОП, что подразумевает отмену таможенных пошлин, налогов и сборов, и сравнивают положительный эффект для торговли, возникающий в результате снижения транспортных издержек, с эффектом от создания ЗСТ. Авторы приходят к выводу, что в результате отмены взаимных платежей в наибольшей степени выигрывают страны Ближнего Востока, а также Центральной и Восточной Азии. Для данных стран отмечен рост торговли более чем на 15%. В свою очередь страны ЕС несут небольшие потери (снижение торговли на 0,5%). Это легко объясняется переориентацией грузопотоков, ввиду создания ЗСТ, и ростов объёмов внутрирегиональной торговли между странами указанных регионов-«победителей».
Таким образом, Евросоюзу имеет смысл поддерживать инициативы по модернизации транспортной инфраструктуры в рамках проекта ОПОП, однако, в настоящий момент китайский мегапроект не получил значительной популярности в странах ЕС. Авторы выражают уверенность, что результаты их исследования вызовут новую волну обсуждений в ЕС в поддержку проекта «Один пояс – один путь». Авторы отмечают, что проект ОПОП может дать положительные результаты не только в торговле, но и в области финансового сотрудничества (через прямые и портфельные инвестиции) между ЕС и Китаем, что, однако, является предметов отдельного обсуждения.
Источник: Herrero, A. G., & Xu, J. (2017). China's Belt and Road Initiative: Can Europe Expect Trade Gains?. China & World Economy, 25(6), 84-99.
https://onlinelibrary.wiley.com/doi/abs/10.1111/cwe.12222