Аннотация Колобовой Валерии на статью Дж. ВандерБерга «Оптимальное расположение Арктических портов: анализ потенциальных мест размещения c применением количественного составного мультипликатора»
За последнее время интерес к Арктике значительно возрос. Одна из причин - интенсивное таяние льдов в регионе. Оптимизм исследователей связан с тем, что, по прогнозам, уже к середине XXI в. суда любого класса смогут беспрепятственно ходить по Арктическим морям. Однако трансформацию Арктики в полноценный транспортный коридор сдерживает малочисленность и неудовлетворительное техническое состояние портов, что свидетельствует о необходимости инвестирования в их дальнейшее развитие.
Автор статьи отмечает, что издержки на обслуживание арктических портов высоки, ввиду суровых климатических условий. Для снижения расходов портам выполняют несколько функций одновременно: обслуживание региональной и международной торговли, обеспечение безопасности и надёжности перевозок, предоставление услуг навигации и помощь при аварийных ситуациях, при этом заботясь о сохранности прилегающих заповедных территорий. Множественность вышеизложенных функций предполагает необходимость учета нескольких критериев развития арктических портов. Среди критериев для выбора оптимального месторасположения порта в Артике, разработанных Департаментом транспорта Аляски и организацией инженерных войск США, автор выделяет 5 групп: экономические, экологические, локационные, функциональные и безопасности. Каждой категории соответствует своя количественная переменная: отдаленность месторождений природных ресурсов, близость относительно экологически уязвимых зон, глубина акватории порта, наличие интермодальных соединений (автомобильные и железные дороги, аэропорты) и расстояние до ближайшей судоходной линии соответственно. Каждой из переменных присваивается значение от 0,5 до 1,5 в зависимости от порта. Минимальная и максимальная оценки, которые может получить порт, составляют 0,03 и 7,59 соответственно. Далее произведение оценок по пяти переменным делится на максимально возможную оценку и умножается на 100%. В интерпретации автора, такой метод расчётов получил название «индикатор воздействия портовой деятельности (ИВПД)». Автор применяет данный мультипликатор к 185 географическим объектам, среди которых как действующие порты, так и потенциальные места размещения будущих портов.
По результатам анализа автор выделяет 3 группы локаций, различающихся по уровню пригодности для размещения портов. Так, в группу с наиболее высоким показателем ИВПД (43-49%) входят порты России (Нарьян-Мар), США (Кларенс, Ном) и Канады (Тактояктук). Вторая группа локаций со средним уровнем пригодности (20-34% по ИВПД) включает в себя порты северной Аляски, Исландии, Норвегии и центральной части арктического региона России. Остальные 153 локации входят в группу наименее благоприятных для расположения портов мест.
В целом, ИВПД является адекватным инструментом для оценки потенциальных локаций для арктических портов, комплексно учитывающим различные характеристики. Предложенный автором мультипликатор позволяет не только ранжировать данные локации, но также выделить сильные и слабые стороны каждого порта (потенциального и существующего), что служит значительным подспорьем для лиц, принимающих решения, при разработке стратегий по улучшению и развитию портовой инфраструктуры.
Источник: VanderBerg, J. D. (2018). Optimal Arctic Port locations: a quantitative composite multiplier analysis of potential sites. Polar Geography, 41(1), 55-74.
https://proxy.library.spbu.ru:2355/doi/full/10.1080/1088937X.2017.1400604