Аннотация Хаткевич Серафимы к статье «Финский рынок электроэнергии: является ли импорт из России дешевым?» The Finnish Power Market: Are Imports from Russia Low-cost? by Camila Ochoa and Olga Gore
Интеграция европейского рынка электроэнергии широко обсуждается в последние годы и представляет собой ключевую часть стратегии «Европа-2020». Такого рода интеграция может принести пользу благодаря повышению эффективности использования энергетических ресурсов, снижению транспортных расходов и укреплению безопасности поставок, сокращению выбросов углекислого газа. Однако достижение возможных преимуществ может быть затруднено неэффективной трансграничной торговлей и несогласованным наращиванием энергетических мощностей с целью поддержания национальной энергетической безопасности. Авторы статьи «Финский рынок электроэнергии: является ли импорт из России дешевым?»[1] выдвигают предположение, что конвергенция рынков электроэнергии с высокими и низкими ценами принесет пользу потребителям первого из них. Данная гипотеза проверяется на примере российско-финского сотрудничества в сфере энергетики посредством построения альтернативных моделей влияния российских поставок на финский (высоко-ценовой) рынок.
В исследовании авторы адаптировали модель, ранее разработанную Ochoa and van Ackere (2014) и позволяющую оценить влияние различных стратегий в отношении импорта из России на развитие финского рынка электроэнергии в долгосрочной перспективе. В работе были рассмотрены следующие сценарии: 1. Обычный (Business as Usual) – соответствует текущей ситуации на рынке, загруженность линии электропередачи определяется российским поставщиком, который может ограничивать экспорт во время часа пик в России; 2. Один поставщик, полностью использующий линию электропередачи (Single trader with full interconnector availability) – экспорт из России осуществляется постоянно в пределах мощностей экспортера и пропускных мощностей линии; 3. Рыночный механизм (Market coupling with full interconnector availability) – один трейдер заменяется несколькими экспортерами, связанными рыночным механизмом и осуществляющими поставки до тех пор, пока цены на рынках не сравняются; 4. Изоляция (Isolated) – связь с Россией ограничена.
Проанализировав динамику финского рынка электроэнергии, авторы резюмировали, что потенциальные выгоды и риски взаимодействия с российским рынком электроэнергии зависят от принципов распределения трансграничных мощностей, политики расширения национальных энергетических мощностей и мер в сфере экономической безопасности системы снабжения. В целях достижения максимальных преимуществ интеграции механизмы управления поставками должны в максимальной степени строиться на рыночных принципах, то есть степень использования линии электропередачи должна определяться не единственным экспортером-монополистом, а несколькими участниками рынка.
Анализ также показал, что при рыночных условиях возрастает вероятность недостаточного инвестирования в оборудование на российском рынке, что приводит к повышению цен для потребителей в долгосрочной перспективе, несмотря на эффективное использование линии электропередачи. Кроме того, рост количества экспортных компаний увеличивает зависимость от импорта, что требует уверенности в странах-поставщиках. Учитывая отсутствие скоординированного регулирования, Финляндия пока не может положиться на Россию, как стабильного экспортера электроэнергии. Таким образом, по мнению авторов, Суоми лучше было бы оставаться изолированной от России (особенно в часы пик) и избегать расширения линий электропередачи. В свою очередь, это привело бы к росту инвестиций в национальный электроэнергетический сектор, сокращению потребностей в стратегическом резерве, необходимом для обеспечения безопасности поставок и снижения риска скачков цен, возникающих в результате стратегического поведения экспортера, обусловленного стремлением максимизировать прибыль. Однако, авторы не учитывали снижения конкуренции на финском рынке и, как следствие, нехватку электроэнергии и высокие цены.
В-третьих, если Финляндия сможет на 100% положиться на импорт из России, при отсутствии стратегического резерва можно было бы ожидать снижения затрат на электроэнергию для финских потребителей. Однако, учитывая отсутствие скоординированной политики между Россией и ЕС в данном секторе, этот сценарий доверия не заслуживает. В-четвертых, ЕС поставил цель увеличить долю возобновляемой энергии в конечном потреблении до 27% к концу 2030 года. В зависимости от того, как классифицируется импорт из России, развитие энергетического сотрудничества между странами упрощает или усложняет задачу. С одной стороны, если ЕС считает импорт «чистым», то есть электроэнергия получена посредством возобновляемых источников, цель может быть достигнута благодаря наращиванию импорта. В противном случае, достижение цели становится более сложным.
[1] Gore, Olga The Finnish Power Market: Are Imports from Russia Low-Cost? // Olga Gore, Camila Ochoa // Energy Policy, Vol.80, May 2015, pp.122-132