Аннотация Хаткевич Серафимы к главе Кари Лиухто и Элизы Аро «Российские прямые инвестиции в Финляндии. Эмпирические данные по инвестициям в наукоемкие предприятия»
В 2017 году была опубликована книга «Российская экономика и прямые иностранные инвестиции», посвященная проблеме места и роли России в мировых инвестиционных процессах в будущем. Авторский коллектив, состоящий из 20 ученых из семи стран, дает объяснение, в каком направлении развивался процесс вовлечения России в международное сотрудничество, какое положение страна занимает сейчас как источник и реципиент капитала, рассматривает влияние правительства и санкций в отдельных отраслях российской промышленности.
Поскольку проблема российского инвестирования в зарубежные наукоемкие отрасли изучена недостаточно, авторы главы «Российские прямые инвестиции в Суоми. Эмпирические данные по инвестициям в наукоемкие предприятия»[i] поставили цель проанализировать процесс интернационализации российских наукоемких предприятий, основываясь на Эклектической парадигме Даннинга и расширенной версии данной теории. Удивительным представляется то, что, несмотря на тесное торговое сотрудничество, налаженные политические отношения и добрососедские отношения России и Финляндии, поток инвестиций из России оставался довольно скромным. Суоми привлекла лишь около 1,5% накопленных прямых иностранных инвестиций из РФ. Однако в последние годы ситуация постепенно меняется, и такие крупные российские компании, как Яндекс, РосАтом, выходят на финский рынок.
Из 3000 зарегистрированных в Суоми фирм с российским капиталом авторы выбрали Arctech Helsinki Shipyard, принадлежащую Объединенной Судостроительной Корпорации (ОСК) и соответствующую всем критериям исследования. Финские верфи производят ледоколы, СПГ танкеры и другие типы судов, в том числе задействованных в Арктике. Применение расширенной OLI-парадигмы позволяет изучить процесс интернационализации многонациональной компании по пяти критериям: преимущества интернализации, локализации и формы собственности, а также ресурсы организаций и время выхода на зарубежный рынок. Проанализировав процесс выхода ОСК на рынок Суоми, авторы пришли к следующим выводам.
Рассматривая первый критерий интернализации, необходимо отметить, что инициатором привлечения инвестиций выступила финская сторона, поскольку в 2014 году верфи испытывали недостаток заказов и старались избежать закрытия предприятия. Для российского же инвестора основным мотивом послужила возможность использовать компетенции, технологии и опыт финских компаний в сфере судостроения. Выбор страны для размещения капитала (критерий локализации) не был ключевым вопросом, однако близкое расположение финских верфей к Санкт-Петербургу и наличие у Корпорации опыта работы с финскими поставщиками ускорило и упростило выход компании на рынок Суоми. Говоря о критерии собственности, важно подчеркнуть, что процесс приобретения Arctech Helsinki Shipyard проходил в два этапа: сперва ОСК организовала совместное предприятие с корейской компанией STX Finland, выкупив у нее 50% акций в 2010 году, четыре года спустя ОСК выкупила оставшуюся долю, став единоличным владельцем Arctech Helsinki Shipyard.
Важным пунктом в принятии инвестиционного решения является и то, в какую компанию направлены инвестиции, и какие сравнительные преимущества могут быть достигнуты. Благодаря привлечению опыта финских коллег ОСК получила сразу два контракта на строительство судов. И, наконец, было выбрано идеальное время для инвестирования, так как отрасль испытывала стремительный рост благодаря активному развитию арктического бизнеса. Более того, своевременные инвестиции уберегли финские верфи в Хельсинки от закрытия.
Авторы главы приходят к заключению, что, во-первых, инвестиции ОСК в Arctech Helsinki Shipyard не были спланированы заранее, но российской компании удалось использовать открывшуюся возможность, когда STX Finland стала испытывать финансовые трудности; во-вторых, Arctech Helsinki Shipyard - это удачный пример инвестиционного сотрудничества Суоми и России в условиях санкций. Более того, авторы обращают внимание на тот факт, что Россия нуждается в западных технологиях в судостроении в настоящее время так же, как это было три века назад, когда Петр I посещал верфи в Англии и Нидерландах.
[i] Elisa Aro, Kari Liuhto / Russian FDI in Finland. Empirical Evidence from a Knowledge-Driven Investment [Chapter 7] / The Russian Economy and foreign direct investment / edited by Kari Liuhto, Sergei Sutyrin and Jean-Marc F. Blanchard / Abingdon , Oxon ; New York, NY : Routledge, 2017, p. 103-121