Аннотация Каневой Ольги на статью: «Ain’t wastin’ time no more: subsidies for renewable energy, the scm agreement, policy space, and law reform» Автор: Luca Rubini
Поскольку почти две трети парниковых газов связаны с энергетикой, любая стратегия по снижению их выбросов должна быть сосредоточена на переходе от производства и использования энергии с высоким содержанием углерода к производству и использованию энергии с низким содержанием углерода. Энергия, произведенная из возобновляемых источников, играет ключевую роль в этом отношении.
Прогнозы энергетических тенденций в будущем сильно зависят от амбиций государственной политики. По данным Международного энергетического агентства, во всех сценариях ископаемые виды топлива, такие как нефть, уголь и природный газ останутся доминирующим источником энергии до 2035 года, но их доля в энергетическом балансе может варьироваться, снижаясь с 81% мирового предложения первичной энергии в 2009 г. до примерно 60-70%.
Предполагая, что определенные субсидии для поддержки возобновляемых источников энергии могут быть «хорошими», центральный вопрос этой статьи заключается в том, признают ли это правила субсидирования Всемирной торговой организации (ВТО) и предоставляют ли членам надлежащее пространство для маневра в политике. Анализ показывает, что ситуация представляет собой ситуацию диффузной правовой неопределенности, если не прямого конфликта между политическими предписаниями и требованиями торгового права.
Аргумент автора состоит в том, что неопределенность правовой оценки сама по себе ограничивает пространство для маневра в политике. Некоторые вопросы могут быть выяснены в судебном порядке, но это не оптимальный подход, поскольку споры подвержены многим капризам и могут предложить в лучшем случае разрозненные и частичные решения. Не следует недооценивать и давление, оказываемое на судебную власть. Анализ заслуживающей доверия, но противоречивой возможности обращения к Статье XX ГАТТ для оправдания определенных субсидий является лучшим примером в этом отношении.
Неудовлетворительный характер правовой базы является не просто гипотетическим, поскольку субсидии на возобновляемые источники энергии все чаще становятся предметом споров как на уровне ВТО, так и на национальном уровне. Против этого сценария неадекватной правовой базы и растущей тяжбы правовая реформа выступает в качестве первой наилучшей альтернативы. Утверждается, что необходимо правовое убежище, которое четко и позитивно определяет, какие виды субсидий в поддержку возобновляемых источников энергии являются законными и разрешенными.