Аннотация к статье «Сравнительный анализ – где и почему ЕС вводит санкции», автор – Кристиан Хёрбельт
Использование инструмента политических и экономических санкций ЕС постоянно растет. Однако санкции используются по-разному в зависимости от географической близости, политической мотивации и того, какими целями безопасности руководствуется ЕС. Автор исследует европейский режим санкций и показывает, что у ЕС разные политические мотивы и цели для каждого региона и что, в частности, географическая близость играет важную роль в применении санкций. Эта статья использует аналитический подход Клары Портела и проверяет ее гипотезы на период 2005-2015 гг[1].
Автор описывает режим санкций ЕС как политический инструмент, при этом анализ основывается на 19 случаях введения санкций в период 2004-2015 годов. Исследование развивает несколько ключевых тем – цели санкций (гипотеза: ЕС все чаще вводит санкции для продвижения целей, косвенно связанных с безопасностью[2]), типы конфликтов (гипотеза: ЕС все чаще вводит санкции в ситуациях, которые косвенно имеют отношение к безопасности), географическое положение (гипотеза: чем ближе регион к ЕС, тем чаще применяются режимы санкций ЕС), взаимосвязь между географическим положением и типом конфликта (гипотеза: чем ближе объект расположен к ЕС, тем больше отмечается контекст, непосредственно связанный с безопасностью), взаимосвязь между географическим положением и целями санкций (гипотеза: чем дальше целевая страна расположена от ЕС, тем больше она относится к типу объектов, косвенно связанных с безопасностью). Гипотезы сопоставляются с данными и сравниваются с результатами Клары Портела.
Результаты показывают, что географическая близость по-прежнему является важным фактором для ЕС, когда речь заходит о санкциях. Притом абсолютное число санкций ЕС против отдаленных государств почти утроилось (1987- 2003 год: семь случаев; 2004-2015 годы: 19 случаев), одновременно возросла вероятность того, что соседние государства ЕС подвергаются санкциям, то есть географическое положение объекта санкций имеет весомое значение в вопросе о наложении санкций. Автор отмечает наличие корреляции между типом конфликта и целью: страны, расположенные поблизости от Европы, значительно чаще рассматриваются для введения санкций по причинам безопасности, при этом наблюдается усиление корреляции с начала арабских революций.
Автор заключает, что ЕС может более активно использовать санкции в будущем в качестве инструмента в области международных отношений. Выдвигается тезис о том, что санкционные режимы ЕС были бы более эффективными, если бы они сочетались с другими политическими инструментами и более тесным международным сотрудничеством с третьими государствами и организациями. В противном случае санкции могут утратить свой сдерживающий фактор.
Christian Hörbelt. A comparative study: where and why EU impose sanctions. Revista UNISCI / UNISCI Journal, Nº 43 (Enero/January 2017). URL: https://www.ucm.es/data/cont/media/www/pag-91857/UNISCIDP43-3H%C3%B6RBELT.pdf
[1] В 2005 году Клара Портела в своем исследовании “Где и почему ЕС вводит санкции” сосредоточилась, в частности, на взаимосвязи между географическим положением, типом конфликта и политическими целями автономной практики санкций ЕС в период 1987-2004 гг. Она подчеркивает использование ЕС санкций в качестве инструмента внешней политики - и, в частности, в его географической близости. В ее анализе подчеркивается, что, в частности, соседние государства ЕС подвергаются значительным санкциям за цели, непосредственно связанные с безопасностью, в то время как отдаленные государства подвергаются санкциям за цели, косвенно связанные с безопасностью и к тому же довольно редко.
[2] Под «косвенной связью» с безопасностью подразумевается препятствование демократии и нарушения прав человека.