Россия и ВТО: присоединение и его последствия / Текущая аналитика / Аннотация к статье «Слабые правила: единый режим санкций в отношении товаров двойного назначения, множество способов осуществления», авторы - Катарина Мейснер и Кевин Урбански

Аннотация к статье «Слабые правила: единый режим санкций в отношении товаров двойного назначения, множество способов осуществления», авторы - Катарина Мейснер и Кевин Урбански

Авторы статьи рассматривают порядок осуществления режима экспортного контроля товаров двойного назначения Европейским Союзом. Этот режим действует на постоянной основе, однако, как подчёркивают авторы, в условиях санкций против отдельных государств меры экспортного контроля в отношении определённых товаров могут быть усилены в целях укрепления международной безопасности. Кроме того, в качестве санкционных мер может быть введён полный запрет на экспорт некоторых товаров двойного назначения. В данной статье авторы рассматривают, насколько согласована среди членов ЕС деятельность по внедрению и применению режима экспортного контроля.

Регламент №428/2009 об установлении режима для контроля за экспортом, перемещением, продажей и транзитом продукции двойного назначения (далее – Регламент №428/2009)[1] определяет список товаров, для экспорта которых необходимо получить разрешение, а также устанавливает критерии лицензирования для предоставления таких разрешений. Кроме того, данный Регламент обязывает государства-члены консультироваться друг с другом по вопросам экспорта товаров двойного назначения. При том, что Регламент №428/2009 носит обязательный характер, выполнение некоторых положений зависит от национального законодательства. На этом основании авторы выдвигают предположение о том, что именно различная интерпретация положений Регламента №428/2009 в рамках национального законодательства приводит к случаям несогласованной деятельности по внедрению и применению данного режима среди членов ЕС.

Теоретическая гипотеза, тестируемая в статье, состоит в том, что взаимосвязь между сложностью мер для осуществления экспортного контроля и режимом управления определяет перспективы согласованности в его осуществлении. Для того, чтобы определить, как происходит управление режимом экспортного контроля товаров двойного назначения, авторы рассматривают 2 типа управления. Так называемое «коллективное управление» основывается на скоординированном применении международных правил на национальном уровне. В свою очередь, так называемое «корпоративное управление» предполагает передачу соответствующих полномочий на международный уровень. Помимо этого, для конкретизации сложности мер экспортного контроля, авторы вводят концептуальную пару – определенные и условные правила. Меры, основанные на первых из них, устанавливают цель, средства и возможные исключения, тогда как меры, основанные на условных правилах, оставляют некоторое пространство для интерпретации как минимум в отношении одного из этих критериев.

Авторы приходят к выводу, что действия стран-членов ЕС в осуществлении мер экспортного контроля, основанных на условных правилах, с высокой долей вероятности приводят к непоследовательности, если они применяются коллективно, а не корпоративно. При этом авторы отмечают, что общий режим экспортного контроля ЕС по большей части основывается на коллективных действиях государств-членов путем принятия национальных решений о лицензировании и на условных правилах применения критериев лицензирования. Так, эмпирически государства-члены расходятся в порядке осуществления транзитного контроля, дополнительных мерах контроля из соображений общественной безопасности и порядка выдачи национальных разрешений на экспорт.

Авторы также отмечают, что несмотря на что, еще рано оценивать точные последствия пересмотренного в сентября 2021 года Регламента №428/2009[2], предполагается, что существенных изменений не произойдет. По справедливому замечанию авторов, во избежание расхождений в осуществлении режима экспортного контроля, принятие общего европейского контрольного списка товаров двойного назначения, определение критериев экспортного лицензирования и обмен информацией должны были привести к согласованной политике в отношении экспортного контроля. Однако новый Регламент по-прежнему делегирует эти задачи государствам- членам ЕС, не демонстрируя существенного прогресса в части перехода к общему режиму экспортного контроля. В новом Регламенте № 821/2021 ни контрольный список, ни критерии лицензирования не являются исчерпывающими, что открывает государствам- членам ЕС возможности для интерпретации его положений и тем самым делает хаотичным осуществление режима экспортного контроля в отношении товаров двойного назначения.


[1] COUNCIL REGULATION (EC) No 428/2009 of 5 May 2009 setting up a Community regime for the control of exports, transfer, brokering and transit of dual-use items

[2] В сентябре 2021 года вступил в силу пересмотренный Регламент №428/2009- COUNCIL REGULATION (EC) No 821/2021 of 20 May 2021 setting up a Community regime for the control of exports, transfer, brokering and transit of dual-use items

Россия и ВТО: присоединение и его последствия

Кафедра мировой экономики экономического факультета Санкт-Петербургского государственного университета, которая является единственным в России и на постсоветском пространстве институциональным партнером Всемирной торговой организации и реализует проект "Кафедра ВТО", при поддержке Министерства иностранных дел Великобритании представляет Вашему вниманию информационный портал "Россия и ВТО: оптимизация последствий присоединения". Он призван обеспечить надлежащую подготовку правительства, таможенной службы и бизнес-сообщества в Северо-Западном и других регионах России к операционным изменениям и изменениям в регулировании, которых требует присоединение России к ВТО.