Аннотация к статье «Дистрибутивный эффект от введения санкций», авторы - Михал Ондерко, Райнаут Артур Ван Дер Вир
Санкции стали предпочтительным инструментом принудительной дипломатии ЕС за последние два десятилетия. ЕС, как и другие акторы, все чаще прибегает к использованию экономических санкций для достижения внешнеполитических целей. Авторы статьи отмечают, что хотя их важность и частота использования возросли, мало что известно об экономическом воздействии экономических санкций (и ответных ограничительных мер) на микроуровне. В аннотируемой статье, опираясь на данные об экспорте всех голландских компаний за период 2013–2016 гг., исследуется, как они отреагировали на российские контрсанкции, введенные против ЕС после начала кризиса на Украине. Выборка для исследования содержит данные о международной торговле для каждой голландской фирмы, экспортировавшей любое количество товаров в любую другую страну мира в период с 2013 по 2016 год. Экспортируемые товары классифицируются по кодам продуктов, используемым ЕС.
Авторы предположили, что в краткосрочной перспективе фирмы, ранее экспортировавшие товары в Россию и подвергшиеся санкциям, будут нести бóльшие убытки и будут иметь более высокие шансы на банкротство. Также было выдвинуто предположение, что фирмы, которые не обанкротились, оправятся, не в последнюю очередь за счет поиска путей обхода санкций и экспорта на рынки, политически или географически близкие к России.
Результаты исследования в целом подтверждают эти гипотезы, за некоторыми заметными исключениями. Авторы обнаружили, что, хотя компании, попавшие под санкции, чаще терпят неудачу, чем не подвергшиеся подобным ограничениям коллеги по рынку, те из них, кто избегает банкротства, работают ненамного хуже конкурентов и довольно быстро оправляются от последствий санкций. Поэтому политические стратегии, направленные на оказание помощи компаниям, пострадавшим от санкций, должны быть сосредоточены на начальном периоде после введения санкций, поскольку фирмы, как правило, восстанавливаются и находят альтернативные рынки. Отмечается, что стратегии фирм по диверсификации являются решающими факторами, определяющими их способность выжить в условиях санкций: фирмы, которые не перенаправляют свой экспорт, рискуют потерпеть финансовый крах.
Результаты исследования имеют важное значение. Они способствуют пониманию стратегий выживания, которые предпринимают фирмы, когда на них распространяются санкции. Таким образом, можно более точно изучить шаги, которые предпринимают компании, чтобы противостоять санкциям, а также более точно измерить влияние санкций на хозяйствующих субъектов в течение более длительного периода времени.
Onderco, M., and van der Veer, R. A. (2021) No More Gouda in Moscow? Distributive Effects of the Imposition of Sanctions. JCMS: Journal of Common Market Studies, 59: 1345– 1363. https://doi.org/10.1111/jcms.13185. URL: https://onlinelibrary.wiley.com/action/showCitFormats?doi=10.1111%2Fjcms.13185