Аннотация Ивановой Влады Олеговны к статье Кристины Фроэс де Борха Рейс и Хосе Пауло Гедес Пинто (Cristina Fr?es de Borja Reis, Jos? Paulo Guedes Pinto) “Отношения центр-периферия в фармацевтических цепочках создания стоимости: критический анализ, основан
В эпоху глобализации международное разделение труда, обусловленное фрагментацией производственно-сбытовых цепочек, установило торговую и производственную специализацию, которая практически не изменила асимметрию в торговле между странами. Авторы вносят вклад в политическую экономию, исследуя взаимосвязи между центром и периферией в фармацевтической цепочке создания стоимости посредством эмпирической оценки широкого диапазона показателей, выбранных в соответствии с латиноамериканским ново-структуралистским подходом. Согласно этой гипотезе, данный сектор является показательным с точки зрения мирового и регионального разделения труда между центром и периферией. В этой работе исследователи задаются вопросом: насколько глобальны производственно-сбытовые цепочки в фармацевтике? Есть ли центры и периферия в цепочках добавленной стоимости в секторе, и если да, то какие страны находятся на каждом полюсе?
Хорошо известно, что в течение двадцатого века фармацевтическая промышленность стала чрезвычайно мощной на международном уровне наряду с финансовыми, энергетическими, технологическими и производственными компаниями. Авторы использовали один показатель, - список 2000 крупнейших корпораций мира, составленный Forbes (2017) - показывающий, что по крайней мере шесть крупных фармацевтических компаний из США и Европы вошли в топ-100 в 2017 году: Johnson and Johnson (США), Pfizer (США), Novartis (Швейцария), Roche Holding (Швейцария), Bayer (Германия) и Merck (Германия). Отрасль является ярким примером интернационализации после 2000-х годов, заметно сконцентрированной вокруг небольшого числа могущественных транснациональных групп (65% мировых продаж приходится на 20 крупнейших игроков - «большую фармацевтическую индустрию», ‘big pharma’). Они работают по всему миру, в среднем в 150-ти странах, через дочерние компании. Несмотря на растущую долю непатентованных медицинских препаратов, брендовые медикаменты являются основным источником доходов, и именно поэтому права на интеллектуальную собственность по-прежнему сильно влияют на мировую торговлю в этой области.
На 20 ведущих стран приходилось 92,45% экспорта в период с 2013 по 2015 год, несмотря на меньшую долю в мировом ВВП (65%) и мировом экспорте других товаров (60,6%) за тот же период. Пятнадцать стран имеют прирост по этому показателю, в первую очередь Швейцария, Германия, Ирландия и Индия (в среднем более 10-ти миллиардов долларов США в год). Только две страны со средним уровнем дохода входят в число 20 крупнейших экспортеров: Индия и Китай, а все остальные - страны с высоким доходом. На США, Японию, Россию и Китай приходится самый высокий дефицит (в среднем более 10 миллиардов долларов США в год). Страны со средним уровнем дохода возглавляют список ведущих нетто-импортеров фармацевтических препаратов: Китай , Россия, Бразилия и Мексика.
Источник: Reis, Cristina F. de B., Pinto, Jos? P. G.. Center–periphery Relationships of Pharmaceutical Value Chains: A Critical Analysis based on Goods and Knowledge Trade Flows. Review of Political Economy. 2021: 1-22. doi: 10.1080/09538259.2021.1882192.